Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Следопыт

Бей викингов, спасай деревню. Будущая звезда "Пацанов" Карл Урбан в историческом боевике. Вот так делаешь себе видеоклипы всяких там Элтонов Джонов, Spice Girls, Шер, Милен Фармер и других, а также рекламу Кока-Колы, Панасоника, Мальборо и других, а потом вдруг бац! - у тебя озарение! Довольно странное: а не пойти ли мне прямо сейчас и не снять хоррор? Что ж, творец сказал - творец сделал. И снял "Техасскую резню бензопилой" с "Новым Франкенштейном" (2003-04). Не сказать, что великолепные фильмы, но в целом получше многих их собратьев по жанру.
И едва всё устаканилось, как вдруг бац! - новое озарение!
Да елки-палки! Именно такими зигзагами выглядит со стороны карьера "клипового" режиссера Маркуса Ниспела. И второй ее внезапный поворот - желание начинающего хоррор-мейкера сварганить... исторический боевик. Хмурый, кровавый и одновременно романтический, то есть прямо как встарь, с "черно-белыми" характерами героев. Которые делятся лишь на два типа а) безгрешных прекраснодушных добряко
Оглавление

Бей викингов, спасай деревню. Будущая звезда "Пацанов" Карл Урбан в историческом боевике.

(Pathfinder, 2007, США)

Вот так делаешь себе видеоклипы всяких там Элтонов Джонов, Spice Girls, Шер, Милен Фармер и других, а также рекламу Кока-Колы, Панасоника, Мальборо и других, а потом вдруг бац! - у тебя озарение! Довольно странное: а не пойти ли мне прямо сейчас и не снять хоррор?

Что ж, творец сказал - творец сделал. И снял "Техасскую резню бензопилой" с "Новым Франкенштейном" (2003-04). Не сказать, что великолепные фильмы, но в целом получше многих их собратьев по жанру.
И едва всё устаканилось, как вдруг бац! - новое озарение!
Да елки-палки!

"Пацаны": Начало нача́л.
"Пацаны": Начало нача́л.

Именно такими зигзагами выглядит со стороны карьера "клипового" режиссера Маркуса Ниспела. И второй ее внезапный поворот - желание начинающего хоррор-мейкера сварганить... исторический боевик. Хмурый, кровавый и одновременно романтический, то есть прямо как встарь, с "черно-белыми" характерами героев. Которые делятся лишь на два типа а) безгрешных прекраснодушных добряков и б) отъявленных чудовищ-негодяев. И никаких вам "серых кардиналов", обаятельных злодеев, гнусных моралистов, трусливых праведников, неверных жен, и тому подобных "неоднозначных" персонажей.

И всё-то у Ниспела получилось, да только лихо подрезали его в тот раз на повороте. Отчего он и вылетел с прокатной трассы, собрав с миру по нитке лишь 30 млн. $ - и это при бюджете в 45 млн..
Причем подрезал "Следопыта" не абы кто, а сам Мэл Гибсон со своим
"Апокалипто". В чьей картине, вышедшей на экраны месяцем раньше, тоже героический индеец расправлялся в одиночку с компанией лютых ворогов. Только делал он это гораздо натуралистичней и драматичней. Да еще с крутой познавательной экскурсией в город цивилизации майя 16 века.

А что мы видим у Маркуса?
По сути - фэнтези для взрослых, что его легко перепутать с вырезанными батальными сценами из "Властелина колец" Петра Уильямовича Джексона. Тем более, что Карл Урбан играл в схожих ролях и там, и здесь, а викинги у Ниспела явно срисованы с джексоновских орков. Плюс мрачно-красочный светофильтр, через который пропущен "Следопыт", смахивает на тот, что был использован во "Властелине". А Маркус не придумал ничего лучше, как сделать "картинку" еще темнее - ну типа стильно, - что тоже не пошло фильму на пользу. Снятый в красивейших горах Британской Колумбии, он не живописует их, а низводит до уровня лишь дежурного фона из скал, елок, грязи и снега.
Да блин, с тем же успехом "Следопыта" можно было снимать "хромакеем" на фоне зеленого экрана, чего уж там! Причем получилось бы гораздо дешевле.

- Бусы и зеркальца? Извини, не привезли. В другой раз.
- Бусы и зеркальца? Извини, не привезли. В другой раз.

Как бы то ни было, но "клиповый" опыт Ниспела всё-таки дает о себе знать. И он умеет поддать рэмбического драйва, даже когда его герои вооружены лишь мечами, копьями да луками.
Итак, если верить Маркусу и многим историкам, в конце 9 века викинги доплыли на своих драккарах до Северной Америки. Где вместо травоядной стратегии "мир-дружба-жвачка" повели себя в своей обычной манере "меч-резня-фарш".
И лишь один викингёныш, сын вождя, робко топтался в сторонке и никого не обижал. Ибо совестливый был и не понимал всю прелесть творящегося окрест него, кровавого буйства.

Батяня сыновий пацифизм не оценил. Отлупив негодника плеткой, он оставил его, избитого, в Америке - трудно поверить, но в ту пору, это считалось наказанием, - а сам с корешами отчалил на родину.
И то верно - на кой ему такой наследник? Мало того, что головорезить брезгует, так еще и, чует отцовская борода, скоро книжки читать начнет! А там и до половой переориентации недалеко, Локи его побери!
Тем не менее пацанчик выжил. За что спасибо добрым-предобрым индейцам (а других в этой истории нет), которые мало́го откачали, накурили трубкой мира, усыновили и дали ему прикольное имя Призрак. Сугубо из практических соображений, поскольку так и не смогли выговорить его родное "паспортное" Гудмунбьорноллетюр Ингвархаральдурссон.

Минуло 15 лет.
Призрак повзрослел и стал настоящим команчем. То есть научился стрелять из лука, скалолазить, прикидываться ветошью в целях маскировки, делать бижутерию из перьев и бегать по морозу в одних плавках из бизоньей шкуры. А на досуге - жонглировать мечом, который его батя чисто случайно забыл в своей загранкомандировке.
Не жизнь, а благодать! И всё бы ладно, но вот однажды батины кореша вдруг взяли да вернулись. И тотчас взялись за старое, ведь фантазия у них была небогатая, а нервы после долгого плаванья расшатаны вдрызг.

Главное, что надо помнить в таком рогатом шлеме: ни в коем случае не надувать щеки, дабы ненароком их не проткнуть.
Главное, что надо помнить в таком рогатом шлеме: ни в коем случае не надувать щеки, дабы ненароком их не проткнуть.

И тут нашего Призрака словно подменили!
Некогда ярый противник насилия, он вдруг в одночасье сменил своё политическое кредо. Схватив меч, он ударился в такой оголтелый антипацифизм, что захватчики поначалу аж оторопели.
Правда, ненадолго. Когда к ним снова вернулся дар скандинавской речи, они решили доказать, что Призрак неправ. И не на словах. После чего рванули за ним вдогонку по горам и лесам, где он уже вовсю прикидывался ветошью и мастерил тактические ловушки - так, как и обучали его с младых ногтей в индейском спецназе им. Виннету.

***

В общем, ваша правда: можно выкатить "Следопыту" Ниспела целую тачку претензий. Вполне заслуженных.
И все равно, надо признать - кино далеко не худшее в своем жанре. Есть в его мрачной палитре и "фэнтезийности" своя стильность, а безостановочная движуха на лоне дикой природы не дает заскучать. Да и пересматривается оно порой в охотку. Особенно по сравнению с другим коммерческим провалом Ниспела: римейком "Конана-варвара" (2011) - сколь дорогого, столь же бестолкового.

P. S. Кстати, неожиданно приятно было увидеть "главными викингами" легендарного Клэнси Брауна (Курган из "Горца", см. третий скриншот) и Ральфа Мёллера ("Гладиатор"). Воистину, мужики играют в своих коронных "зверских" образах, пусть даже за забралами шлемов и густыми бородами их лица почти не узнаваемы.

Трейлер фильма: