Найти в Дзене
Сергей Прохожий

Процесс работы над художественным произведением в младшем школьном возрасте (Часть 1)

Литературное произведение — это сложное целое, компоненты которого, а именно идейно-тематическая основа, композиция, сюжет и изобразительные средства, обязательно взаимодействуют между собой. А младшие школьники – наивные реалисты, которые воспринимают прочитываемое как реальную действительность, не замечая форму произведения, замысел писателя, художественные особенности. Дети в этом возрасте проявляют два типа отношений к художественному миру произведений:

  • эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция
  • интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа

Данная особенность требует начинать работу над произведением с чтения целиком, другими словами, с целостного восприятия и только после этого постепенно переходить непосредственно к анализу художественного произведения, при котором важно учить детей понимать идейную направленность. Данная последовательность важна, так как помогает ребёнку принять и обработать информацию на более высоком уровне. Но прежде всего необходимо ознакомить учеников с жизнью автора и его взглядами в доступной форме без перегрузки лишней биографией, исключая вещи не уместные по возрасту для детей 6-11 лет, а также, при необходимости, с историческим периодом, в котором будут разворачиваться события.

Важная задача здесь: помочь сохранить непосредственность и при этом яркость восприятия, а также научить ребёнка понимать более глубокий смысл произведения, чем тот который они могут увидеть на поверхности.

В методике работы над художественным произведением отражение находят такие вещи, как идейная направленность произведения, обуславливающаяся мировоззрением автора, его оценка жизненного материала, наряду с объективным содержанием субъективная оценка всевозможных событий, фактов и человеческих взаимоотношений, а также то, что объективным содержанием любого произведения является реальная действительность.

Полнота и глубина восприятия зависит от:

  • степени сложности самого произведения,
  • прежнего литературного и жизненного опыта читателя,
  • развития его воображения и чувств,
  • активности ребенка в процессе чтения.

А этапы работы над произведением содержат три ступени:

  1. первичный синтез,
  2. анализ,
  3. вторичный синтез.

В свою очередь этап первичного синтеза подразделяется на:

  • подготовку к первичному восприятию текста,
  • установку на целенаправленное восприятие текста,
  • первичное восприятие текста,
  • эмоционально оценочную беседу.
Его основные задачи — это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального воздействия произведения.

На этапе анализа:

  • устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;
  • выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);
  • раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);
  • проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

На этапе вторичного синтеза:

  • обобщаются существенные черты действующих лиц;
  • сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;
  • выясняется идейная направленность произведения;
  • дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.
-2

Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ творческого характера. Объединяющим подготовительную и заключительную работу над произведением моментом являются установление связи с жизненным опытом школьника и уточнение знаний учащихся об окружающей действительности, направленные на углубление их оценочных суждений