Алексей Тараканов
Начало: https://dzen.ru/a/YjssSmC-6AO6yd71
Листья дерева жизни, отпущенной мне,
В зимней стуже сгорают и в вешнем огне.
Пей вино, не горюй. Следуй мудрым советам:
Все заботы топи в искрометном вине.
Омар Хайям. Рубаи.
Для отработки техники пилотирования, навыков пилотирования экипажа в различных сложных и нестандартных условиях, действий экипажа в особых случаях в полёте, в Иркутском транспортном полку был размещён тренажёр самолёта АН-12. Тренажёр имел даже свой штат - двух специалистов, и занимал внушительное место в военном городке, так как шкафов с различными блоками для выполнения полёта было более десятка, наверное, и сама кабина самолёта, что называется, «в полный рост», требовала большого помещения. Занимал тренажёр полздания. Самая настоящая кабина от «Антона», со всеми необходимыми местами, располагалась перед огромным экраном, на котором позиционировался какой-то нейтральный аэродром. Рядом находился рабочий стол руководителя «полётов» с пультом, с которого РП мог настроить любой отказ и режим полёта. Проходить тренажи прилетали многие экипажи самолётов АН-12 из Дальней авиации, а также и экипажи Иркутского объединённого авиаотряда «Аэрофлота». Тренажёр поддерживался в исправном состоянии благодаря мастерству и самопожертвованию специалистов полка. Порою запчасти выпрашивались и из авиабазы ГВФ. Лётчиков «Аэрофлота» гоняли на тренажёре не по-детски - обязательность прохождения тренажей у них была под строжайшим контролем, а руководители полётов гоняли экипажи до седьмого пота. Причём, результаты тренажей потом представляли руководству авиаотряда на разбор. Начальник тренажёра капитан Миша Комаров, друг и сосед Лёхи по лестничной клетке, порою дома, «за рюмкой чая», говорил:
- Вот вас, местных, на тренажёр не загнать, а гражданских лётчиков гоняют, особенно, по «особым» случаям - вам такого и не снилось! Неправильно отработал, доложил не по форме - могут и от полётов отстранить…
- Отстраняли кого? - лениво ковыряя сибирские пельмени, спрашивал Лёха.
- Да нет, вроде...
- Вот, то-то же... Хватит трындеть, давай, наливай!.. - Лёха не любил, когда его поддевают, особенно «мазута».
У местных военных лётчиков тоже был план по тренировкам на тренажёре. План регулярно составлялся и вносился в расписание занятий на месяц, регулярно выполнялся на бумаге, и, в основном, молодыми лётчиками, начинающими летать на этом типе самолётов. «Старичков» же на тренажёр было загнать нелегко:
- У меня налёт - пятьсот часов в год, я дома не бываю!.. Пусть молодые тренируются... - обычные отговорки старых командиров кораблей.
Лёха тренировки на тренажёре не пропускал: во-первых, любил, чтобы его загнали на посадке в такие условия, из которых было трудно и интересно выкручиваться. Тренажёр позволял, помимо просто отработки действий с различными отказами, установить нижний край облачности ниже нижнего и видимость запредельную, даже туман. Можно было установить боковой ветер и даже сдвиг ветра. Попотеть приходилось иногда, хотя, конечно, реальную посадку на нём отработать было нельзя, но всё остальное вполне сносно отрабатывалось, для пользы дела. Ну, а во-вторых, у его друга, Мишки Комарова всегда, после тренажей была приготовлена поллитровочка с закусочкой. И приятное времяпровождение после полезных для лётного дела тренажей было обеспечено на сто процентов!
Экипажи транспортных подразделений по все стране привлекались примерно на год для полётов в ДРА, Демократической Республике Афганистан. В основном, привлекали молодых командиров кораблей, только-только вставших на крыло и получивших второй класс. Поэтому в «Инструкцию по лётной эксплуатации самолёта АН-12» внесли главу с технологической схемой укороченного захода по градиенту, так называемого «афганского захода». Эта схема была разработана для обеспечения безопасного захода на посадку на горных аэродромах, в условиях возможного применения бармалеями-душманами оружия для поражения воздушных судов ЗРК типа «Стингер», появившегося у них на вооружении. Командир полка Дмитрий Водов поставил задачу летчикам отработать такие заходы на тренажёре. Заместителям командира полка и комэскам проверить всех летчиков на тренажере и записать в лётные книжки допуски на полёты с ускоренным заходом на посадку. Реально, на совместном аэродроме Иркутск, в условиях интенсивных полётов гражданских самолётов, никто таких посадок не планировал выполнять. В 1989 году закончилась и война в Афгане, поэтому больше таких тренажей в Иркутске не планировали. Иногда только помощник командира корабля Валерка Молчанин, готовившийся на второй класс, просил Лёху поруководить на тренажёре, и Лёха с удовольствием вводил Валерке различные отказы, смотрел правильность действий молодого командира корабля. Иногда менялись местами, и уже Валера с места РП вводил отказы для Лёхи. Лёхе нравилась упёртость Молчанина в освоении самолёта, иногда они вместе выполняли и ускоренный заход на посадку «по-афгански»...
Задачу на перевозку «коммерческого груза» на аэродром Омсукчан, что расположен севернее города Магадан, поставил командир полка Дмитрий Павлович Водов, торопясь на какое-то совещание в штаб ВА: «Всё просто, ребята: привести коммерческий груз из пункта И (Иркутск) в пункт О (Омсукчан), меры безопасности - стандартные, экипаж - штатный. Вопросы есть? Вопросов нет. Идите, готовьтесь».
- Где этот Ом… Сук… Чан? «И не выговоришь...» —спросил Лёха своего штурмана Игоря Харпенко, глазея на огромную карту воздушных трасс, наклеенную на стену в штурманском отделе.
- Да вот он… - штурман повёл пальцем по трассе и… не нашёл. Нашёл Сусучан, Сеймчан... Омсукчан не находился. Что за чёрт?
- Эх ты, вот он, восточнее, и воздушных трасс к нему не провели, - ткнул в карту и засмеялся довольный собой Лёха. - Давай посмотрим, что за аэродром...
Открыли сборник — нет такого аэродрома Омсукчан, даже намёка на его существование в сборниках нет.
- Наверное, в сборниках МВЛ, - догадался Игорь и пошёл в «секретку», копаться в сборниках.
- Ладно, найдёшь – позовёшь… - Лёха пошёл в штаб эскадрильи - давать указания начальнику штаба Сереге Бабченко, да и мало ли дел у командира эскадрильи, – Давайте, готовьтесь, составьте планы полёта, радиосвязи, карты подготовьте - ну, знаете, что делать… - командир подтолкнул к штурману правого лётчика Серёгу Колесникова.
- Карты подготовлены-две колоды! - пошутил Серега - Я в продслужбу, потом командировочные буду оформлять, - у правого летчика была обязанность накормить экипаж в командировках, и он считал эту задачу важнее всех других.
В «секретке» полка сборника аэродромов МВЛ с данными аэропорта Омсукчан не было. Штурман эскадрильи Игорь Харпенко совместно со штурманом полка начали названивать в штурманский отдел ВА, там обещали помочь найти данные аэродрома, и Игорь начал готовиться пока к маршруту по тем данным, которые у него были. Ну, до Магадана-то точно были.
Лёха позвонил оперативному на КП ВА, уточнить характер груза. Выяснилось, что необходимо перевезти для страждущих жителей северного городка Омсукчан пять тонн спирта и шампанского в коробках и тонну кондитерских изделий. «И выпить, и закусить будет чем на Новый год…» - подумал Лёха.
- Дозаправку сделаете в Украинке, таким образом, чтобы в Омсукчане не заправляться - аэропорт гражданский, топливо не дадут. Рассчитайте, чтобы хватило обратно в Украинку вернуться. С тобой полетят трое сопровождающих, всё оплачено. Туда и обратно.
- Понял. А обратно как рассчитывать? Груза попутного не будет из Украинки?
- Пока не знаю. Я же тебе сказал, туда и обратно оплачен рейс. Бизнесмены, понимаешь, мать твою, отожрали морды свои, выкупили весь рейс... - выругался оперативный и повесил трубку.
Пока командир занимался попутными командирскими бумагами, а лётчик бегал по прод- и финчастям, штурманы никак и нигде не могли найти исходные данные на аэродром назначения Омсукчан. Штурманы ВА в своей «секретке» тоже перерыли все дальневосточные сборники - такой аэродром есть, но данных на него нет. Запросили АДП в Иркутском аэропорту - те обещали помочь. Наконец, аэродром нашёлся в каком-то сборнике аэропортов Магаданской воздушной зоны местных воздушных линий. Но сборник находился в «секретке» на аэродроме Украинка.
- Там как раз будет дозаправка - получите сборник и на обратном пути сдадите, - напутствовал на контроле готовности командир полка, сам не ожидавший такого развития подготовки.
Перед вылетом самолёт с бортовым номером 15 был подготовлен и ждал груз. Наконец, прибыла грузовая машина с сопровождающими. В качестве старшего группы, сопровождающих груз, приехала очаровательная молодая женщина. Она была одета в короткую норковую шубку и джинсы, заправленные в модные коричневые сапоги на небольшом каблуке. Её сопровождали два молодых человека, явно подчинённые, потому что они, по ее команде, сразу бросились помогать грузить эти пять тонн коробок, под названием спирт «Ройялл», «Советское шампанское» и коробки с конфетами. Весь груз, очевидно был подготовлен, на Новый год. Молодая женщина со словами: «Кто командир?» - протянула Лёхе необходимые документы для перевозки, улыбнулась и сказала:
- Добрый день, очень приятно, меня зовут Светлана. Летим?
- Летим... - ответил растерянно Лёха. Чем-то расположила она его.
Но до вылета было ещё далеко, Украинка-Серышево штормила по погоде - с утра был туман - и выдала добро на вылет только после обеда.
По прилёту в Украинку окончилось стартовое время, «секретка» со сборниками открывалась только утром, поэтому пришлось ночевать. Для ночёвки перелетающих экипажей в гарнизоне был выделен профилакторий. Конечно, не гостиница «три звезды» - умывальник общий и только с холодной водой, комнаты на семь, восемь человек, туалет тоже общий на несколько персон, но с запирающимися кабинками. Жить можно! Лёха повёл свой экипаж на ужин, прихватил и пассажиров - благо талонов на питание в экипаже было с большим запасом. Затем пошли в профилакторий. Лёха попросил для Светланы отдельную комнату. На следующий день завтракали в лётной столовой тоже вместе, хоть и старший группы сопровождения Светлана сопротивлялась:
- Командир, не надо, у нас с собой есть консервы, хлеб, неудобно. Вы нас второй день кормите...
Два сопровождающих, по всей видимости, уже с утра, продегустировавшие свой продукт, вообще не сопротивлялись, тем более, для них это было «на халяву»:
- Свет, ну, горяченького-то надо, и чайку попить хочется....
Лёха, чувствуя ответственность за необычных пассажиров, всё-таки уговорил их позавтракать и потом отправил на самолёт вместе с экипажем, сам со штурманом отправился в штурманский отдел серышевской дивизии. При изучении схемы аэродрома Омсукчан Лёха обратил внимание на то, что аэропорт расположен в горной местности, грунтовый, полоса - две тысячи (это, конечно, ерунда), но эшелон перехода - три тысячи метров, и минимум составляет: нижний край - три тысячи, при видимости - десять километров:
- Ты, главное, посмотри, Игорь: схема полёта - для самолётов со скоростью менее трёхсот километров в час. Это - для малой авиации, для лёгких самолётов, типа АН-2, Л-410, ЯК-40, наконец. А где для нас? - командир смотрел в схему. Штурман Игорь тоже смотрел на схему, потом взглянул виновато на командира и пожал плечами.
- Да нет, ну правда, может, они перепутали и думают, что у нас АН-26, в конце концов? У него скорость на кругу около трёхсот. Что-то не то...
Лёха вышел по телефону на оперативного КП, передал свою озабоченность и ждал решения. Через некоторое время оперативный передал экипажу свежую информацию, о том, что около полугода назад аэропорт Омсукчан сертифицировался для приёма средних самолётов типа АН-26 и АН-12. Изменения официально в схему полётов внесены, но до Воздушной армии изменения, почему то, не дошли. Однако, в конце концов, все последние изменения есть в сборниках МВЛ на АДП аэродрома Охотск! И для полной подготовки экипажу надо вылететь завтра на берег Охотского моря, на аэродром Охотск.
Вот это было неожиданно. Ведь, вообще-то, каждый раз при подготовке полёта в этот край непуганых зверей и красной рыбы члены экипажа составляли списки, кому сколько надо рыбы и икры, собирали «денюжку» для закупки, ходили, выпрашивали спирт во второй эскадрилье, которая летала на АН-26 и имела эти запасы. А тут вон какие дела! Конечно, и сейчас, кое-какие монеты были, но это на мелкие расходы. Поэтому, когда Лёха объявил об изменении маршрута, все, как по команде, посмотрели на перевозимый спирт. Опа-на!.. Лёхин экипаж не раз был в Охотске, знал все местные законы и тарифы. А имея с собой пять тонн горючей жидкости, должно же повезти!..
Что такое Охотск, пассажиры знали в общих чертах. Что такое «красное золото», вообще не слыхали, только на праздники покупали, на праздничный стол, в дни выброса дефицита.
- Светлана, сегодня немного порадуем вас своей компанией здесь, а в Охотск летим завтра. Только там оказались необходимые схемы полета.
Светлана краем уха слышала про появившуюся проблему и как человек, любящий приключения, кивнула головой:
- Командир, посмотрим на Охотск, давно там не была! - засмеялась Светлана, красивой белозубой улыбкой.
— Только это... Ребята просили немного спирта… Выделишь небесным бродягам?..
- Пить будете? - ехидно заметила «бизнесвумен».
- Да нет, у местных жителей самая выгодная валюта - это спирт, будем менять на рыбу и икру. Если пожелаете, то и вам привезут, только, когда менять будете, наших в помощь берите, чтобы не прогадать.
Бизнесмены выделили на экипаж две коробки с бутылями, и члены экипажа были обеспечены, хоть небольшой, но валютой.
Но, как оказалось, всё не просто в этом мире. В районном центре Охотск было зарегистрировано несколько смертей от этого появившегося в России пойла. Как-то этот спирт «Ройялл» заполонил всю страну быстро, даже оглянуться не успели. Как он оказался в самых удалённых уголках страны? Наверно так же - по воздуху. А где есть большие деньги, есть и мошенники. Где изготавливали этот спирт? Сначала, вроде бы, в Германии, а потом в Польше, а потом, наверно, в гаражах у Гиви или Магомеда... Продолжали пить, но - с осторожностью. Привезённый в Охотск спирт на АН -12, вдобавок, был разлит в другие бутылки, с другими этикетками. Поэтому слух о том, что в прилетевшем самолёте полно спирту распространился быстро, но приезжающие на торг рыбаки только вглядывались в бутылки и воротили нос:
- Он какой-то не настоящий. Настоящий «Ройялл» мы знаем - кум из Хабаровска привозил!.. Он в таких тёмно-зелёных бутылках, литровых...
Конечно, всё равно кто-то менял рыбу и икру и на такой спирт, но остальные просили деньги. И всё-таки наскребли для себя и для пассажиров и рыбки, и икры. Не как обычно, но было чем угоститься. Рыбу взяли и солёную, и копчёную, на разный вкус - ну, и красной икры по нескольку банок на брата.
Два сопровождающих демонстративно перед рыбаками доставали любую бутылку со спиртом, из любой указанной коробки, наливали и выпивали, закусывая красной икрой, доказывая чистоту продукта. К вечеру - а экипаж оставили ночевать из-за окончания светлого времени, Омсукчан принимал только днём - два бизнесмена были уже пьяны в лоскуты. И хоть на улице было прохладно, оставили их ночевать в самолёте. Не дай Бог, залезут гости - край здесь суровый. Техники выделили им огромные зимние чехлы для чехловки стабилизаторов. Расстелили их на откидных трапах. Они в них закутались, как в спальники и сразу захрапели:
- Они у меня тут не закоченеют? - забеспокоилась Светлана, но видя, что подчинённых уже не добудиться, оставила их в покое.
На ужин и завтрак повара из охотской комендатуры, которых тоже угостили привезённым спиртом, приготовили уху из красной рыбы, на второе - пожарили красную рыбу. Посреди стола стоял небольшой тазик с красной икрой.
- Вот это да, я такое первый раз вижу!.. - с восторгом говорила Светлана, не решаясь брать икру столовой ложкой - других приборов не было. Столовая была солдатская. В солдатской столовой были только столовые ложки, даже сахар в стаканах с чаем ими размешивали.
- Это, конечно, хорошо... Дня два-три... Потом уже как-то надоедает... Все местные ждут прилетающие борта с картошкой и овощами, - жуя красную рыбу с макаронами, рассказывал Светлане борттехник Саня Павловский.
- Вот что надо сюда возить бизнесменам - овощи! Озолотились бы! – вторя борттехнику, подтвердил бортстрелок Юрка Ляньков.
Светлана хитро улыбнулась:
- Вы думаете, в Омсукчане ананасы растут? Там тоже с фруктами и овощами проблема. Однако, спирт и конфеты намного выгоднее - вот так-то!..
Утром на АДП Лёха с Игорем изучили и перерисовали схему захода для средних самолётов. По схеме выходило, что необходимо выйти на нерабочий торец ВПП на высоте три тысячи подавлению аэродрома с уже выпущенными шасси и закрылками на пятнадцать градусов и затем с креном двадцать пять градусов снижаться по схеме с вертикальной скоростью пятнадцать метров в секунду, максимальная дальность четвёртого разворота - восемь километров, ширина «коробочки» - километров шесть:
- М-да, как раз такой «афганский заход» мы и отрабатывали. Но на тренажёре! А тут реально! Круто, а, Игоряша?! Эх, прокатимся!.. - Лёха нервно потирал руки от предстоящего захода.
Штурман Игорь Харпенко был более реалистичен и не очень-то разделял Лёхин щенячий восторг:
- Командир, полоса два километра всего, горы вокруг - надо повнимательнее!..
- Ну, а вы с Серёгой на что? Помогайте!
Взлетели из Охотска и взяли курс на Магадан. Слева были горы, справа - Охотское море. После Магадана, под самолетом расстилались только горы, местность малолюдная, гористая, все вершины белые от снега, внизу покрыты деревьями. «Медведей, наверное, тут много», - почему-то подумал Лёха. Были, правда, и дороги грунтовые. Вот и зона Омсукчана. Здрасьте - прилетели, не ждали в гости? Оказывается, ждали. Ответили сразу.
При первой связи Лёха попросил радиста обратить внимание, что самолёт типа АН-12, чтобы знали. Диспетчер УВД Омсукчана ничуть не удивился - что удивительного, дескать, ну, АН-12, ну, давай заходи!.. Заход выполняли по установленной схеме, погода стояли «миллион на миллион». Снизились до эшелона перехода, конечно же, прочитали карту обязательных докладов:
- Правый - контроль скорости! Штурман - контроль высоты!
На трёх тысячах установили скорость триста пятьдесят, выпустили шасси, механизацию, дошли до нерабочего торца и… Ийеха!.. Начали снижение по спирали. Левый крен, да ещё такой нестандартный - в двадцать пять-тридцать градусов, для командира корабля значительно проще по ощущениям, чем правый крен. Командир сидит на левой чашке, землю видит в боковое окно, а если правый крен в тридцать градусов, земля видна через борттехника и правака. Очень неудобно. Вертикальная скорость под двадцать пять метров в секунду, самолёт будто парашютирует, Лёха вывел после первого, немного прошли по прямой, с километр, штурман ещё не дал команду на разворот - начал выполнять второй. Высота уже две тысячи. Как быстро теряется высота! Вот она, полоса, видна, рукой можно достать, и расстояния все рассчитываются, кажется, правильно. Единственный недостаток: видя землю и ВПП, не видишь горы с другой стороны и расстояние до гор не чувствуешь. Но тут только надеешься на штурмана и его локатор и на правого лётчика. Лёха начал третий разворот:
- Не рановато, командир? - чуть тревожно намекнул штурман.
- Нормально Игорёк, выйдем как раз на дальний... Высота - девятьсот, гасим вертикальную.. Высота - четыреста... Закрылки - двадцать пять... Высота - триста... Докладывай на четвёртом... Проси посадку... Фары включить... Ближний... Гасим скорость... Закрылки - тридцать пять... Ноль - внутренним... Посадка... С упора... Тормозим... «Вот и всё, а ты боялась, даже юбка не помялась...»
- Командир, а ты говорил, выйдем на дальний, а вышли между приводами...
- Маненько да... а... а… а ты-то на что?! Настаивать надо, Игорёк, настаивать... А вообще, «афганский заход» с выходом на два километра выполняется, а мы даже затянули.
Посадка на снежную полосу почти всегда по своим особенностям достаточно мягкая - вот и сейчас Лёха был очень доволен, что не зря отрабатывал на тренажёре такие заходы, и всё получилось очень даже неплохо. А посадочка мягкая какая!..
К самолёту потянулись встречающие груз работники аэропорта, какие-то посторонние люди. На стоянке стояли самолёты АН-2, Л-410, вертолёты разных типов. Аэропорт был хоть и небольшим, но живым, повсюду кипела работа: проехал аэродромный спецтранспорт, заходил на посадку вертолёт МИ-8, работники оглянулись:
- Слюду привёз...
Что за слюда, экипаж АН-12 не знал - был увлечён, что его встречают как героев-чкаловцев. Народец обходил огромный по местным меркам самолёт, цокал языками, кто-то качал головой, удивляясь, как это такая огромная махина появилась у них в гостях. Светлана чувствовала себя как рыба в воде, руководила разгрузкой, весело болтала со знакомыми местными, видно было, что она здесь не первый раз. Лёха со штурманом пошли на АДП уточнять дальнейший план, и когда они зашли в небольшое помещение, с вышки спустился диспетчер:
- Ну, вы, ребята, даёте! У нас так АН-2 заходит на посадку!.. Я даже струхнул от вашего захода, у меня же посадочного локатора нет…
- Мы заход по градиенту делали - у вас тут горы, ограниченные подходы… - Лёха вспомнил, как правильно называется такой заход в Инструкции.
- Да тут до гор - десять километров…
- Вот-вот, а я о чём!
- Ну, ладно. Можно поздравить вас: первый АН-12 на нашей земле, первая посадка! АН-24 и ЯК-40 прилетают из Магадана, рейсы только начались, а АН-12 – впервые!.. - диспетчер протянул руку - сперва командиру, потом штурману.
Лёха с Игорем переглянулись. Вот это да! Первый раз у них садится АН-12! Мы - первопроходцы?! «Чкаловы», блин...
- Я тут и за диспетчера, и за старшего авианачальника...
- Вот и хорошо, Андрюша, - вдруг неожиданно за спинами появилась Светлана, в руках у неё был пакет. Пакет она протянула диспетчеру Андрею:
- Это что у нас? Ого! А икра откуда? – диспетчер, или кто он на самом деле, заглянул в пакет.
- Оттуда! Ребят не доставай, они у нас отдохнут, мы им баньку организуем, а завтра полетят. Командир не возражает? Вот и хорошо, сейчас машина подъедет...
Было видно, что Светлана не последний человек в этом северном городишке, раз так запросто может разговаривать с начальством на аэродроме...
Обратный путь домой в Иркутск на следующий день прошёл без приключений. Конечно, необычным был взлёт. Тоже по ускоренной схеме: на высоте пятьдесят метров, после уборки шасси, с левым разворотом, по спирали, закрылки убирали на обратнопосадочном курсе. Взяли направление на Магадан, потом курс - на Комсомольск-на-Амуре, через Охотское море. Посадку на дозаправку выполнили опять в Украинке, и – домой, в Иркутск.
- Командир... – почему-то Светлана обращалась к Лёхе только так, подслушав, наверное, у экипажа. - Спасибо за полёт, всё было прекрасно… Вы настоящий... - Светлана не могла подобрать слова, - ...первоклассный лётчик!.. Наверное, будем заказывать ещё один рейс. Попрошу только ваш экипаж, - Светлана улыбнулась и игриво покачала головой. - можно?..
В Иркутске было уже морозно, выпал снег, экипаж выполнял послеполётную подготовку, посматривая на командира и ожидая, когда же он распрощается с пассажирами, а то на столе, в кабине сопровождения, всё накрыто для… «разбора полёта». И икорка есть, и чем её запить...
«Вот бы, все бизнесмены были такими, а то понаедут «новорусские» - денег полно, пальцы веером...» - подумал Лёха, смотря, как Светлана садится в подъехавшую за ней машину. Вдруг, она обернулась и помахала рукой. Лёха помахал рукой в ответ...
Продолжение: https://dzen.ru/a/YjvOyALCzGmh0O8A