В Мавзолее «албанского Сталина» сначала разместили бар с циничным названием «Мумия», а потом довели до плачевного состояния
Без загранпаспорта я не пересекал ни одной границы. Албания, страна, несколько десятилетий закрытая от мира (тем любопытнее в ней побывать!), грозила это «упущение» непременно исправить. По свидетельствам наших туристов, ездивших из соседней Черногории на экскурсию в это государство, «вечную проблему современной Европы», на пограничном пункте местный служивый албанец попросту изымает паспорта, кладёт их в холщовый мешочек, где они и дожидаются своего владельца-путешественника. Логика проста: вечером турист обязательно вернётся, если не хочет остаться без документа в чужой стране.
Действительность напрочь перечеркнула туристские байки. Албанские пограничники как-то настороженно глянули на стопку российских и украинских паспортов и… спокойно пропустили очередной автобус в «закрытую» страну. Даже традиционного штампика, свидетельствующего о пересечении границы, в документах не поставили!
Недавняя Россия
В приграничном кафе, где туристам в качестве «албанских сувениров» предложили «замечательный местный коньяк» и варенье из инжира, нас уже ждал гид – писатель и драматург, заведующий кафедрой русского языка Албанского государственного университета Мустафа Тукай…
По большому счёту, в Албании каждый наш турист видит то, что хочет. Угрюмый ворчун со скверным характером – босоногих, немытых попрошаек, бесчисленные помойки, крыс, без опаски разгуливающих даже в центре столицы – Тираны... Большой оптимист – бурно развивающуюся страну, строящую отличные дороги и современные здания и пытающуюся за несколько лет наверстать полувековые упущения в национальной экономике. Я же увидел в Албании… недавнюю Россию. В середине девяностых, когда от Советского Союза остались лишь развалины, а новая посткоммунистическая страна ещё не успела повсеместно «пропитаться» внешним капиталистическим лоском, у нас тоже беспросветная нищета мирно соседствовала с умопомрачительной роскошью. В Албании этот контраст сейчас столь же разителен, как в России четверть века назад, а преступность даже превзошла российский «аналог» конца прошлого века. Правда, когда я поведал об этом сравнении Мустафе Тукаю, тот моментально парировал: «Но у вас тогда не было таких отличных дорог, как сегодня в Албании!..»
Ещё на границе наш гид пообещал обязательно показать современную албанскую «достопримечательность» – бункеры. По приказу верного сталиниста Энвера Ходжи, коммунистического диктатора Албании, правившего государством четыре десятилетия – вплоть до своей смерти в 1985 году, по всей стране понастроили дзотов – на случай войны. «Сколько их на самом деле, никто не знает», – поведал Мустафа Тукай. Некоторые местные статистики утверждают, что в стране 700 тысяч бункеров (это на 3,7 миллиона жителей!), другие называют ещё более шокирующие цифры – более миллиона! Стандартный дзот представляет собой бетонную конструкцию, очень похожую на летающую тарелку с двумя противоположными входами. Есть бункеры очень маленькие – человек в них помещается, только согнувшись в три погибели, есть весьма вместительные – в два человеческих роста. Уже много лет албанцы пытаются найти этим совершенно бесполезным «военным» сооружениям практическое применение, но дальше использования бункеров под хранилища сена или дров не продвинулись.
Экономический бум
Экономика страны, работавшая долгое время исключительно на «бункеростроение», уже много лет развивается стремительно – «китайскими» темпами. Да, в сельской местности основным видом транспорта по-прежнему остаются ослики, но в городах…
Предместья столицы иллюстрируют экономический бум особенно ярко. Когда мы подъезжали к Тиране, Мустафа Тукай, показывая на огромные современные торговые центры, склады, автопарковки и автозаправки, расположившиеся вдоль автотрассы, произнёс: «А ведь несколько лет назад здесь было голое поле…» Сегодня албанская столица – один из самых быстрорастущих городов мира. Совсем недавно она насчитывала не более 400 тысяч жителей, сейчас – около миллиона. От эпохи социализма в городе почти ничего не осталось, за исключением района, называемого «сталинской Тираной». Он построен под влиянием и не без помощи Советского Союза. Главная достопримечательность – мавзолей Энвера Ходжи, похожий на пирамиду и возведенный по проекту дочери диктатора, профессионального архитектора.
В годы правления Ходжи албанцы, знающие русский язык, шутили, что Тирана названа в честь тирана. За эту шутку можно было оказаться «в местах не столь отдалённых». Между тем название города произошло от албанских слов «три» и «ана», что значит «три дороги». Будущая столица была основана на пересечении трёх дорог, ведущих в три главных города старой Албании – Шкодер, Дуррес и Берат. Из Берата дорога пролегала в Гирокастру, родной город человека, кардинально изменившего в двадцатом веке жизнь страны и построившего одну из самых жестких моделей тоталитарного общества.
Продолжение следует....
Автор: Владислав Рыбаченко
Фото автора