Жена Льва Толстого Софья была ему верной спутницей на протяжении всей нелегкой супружеской жизни, она была не просто хозяйкой и матерью, но и соратницей и секретаршей писателя.
Прожив много лет вместе с Софьей, эксцентричный Толстой понял, что возненавидел ее. Ссоры в семье были постоянным делом, Лев Николаевич был отвратительным мужем, деспотом и тираном. Благо и Софья Андреевна обладала жестким характером, это помогало ей жить с таким человеком и даже любить его.
Софья переписывала все рукописи писателя по несколько раз, чтобы отправить их в издательства, ведь неразборчивый почерк Толстого разбирала только она. Она же была тем человеком, которому Толстой читал свои сочинения для критических замечаний и оценок.
В 1909 году Лев подписал завещание, по которому наследником прав на свое творчество назначал друга. Супруга восприняла этот жест крайне негативно и обиделась на мужа. Софья была темпераментной особой, во время ссор она серьезно скандалила, стреляла из ружья, била посуду, разрывала в клочья бумаги мужа. Дети четы разделились на два лагеря - старшие сын и дочери были более благосклонны к отцу, а трое младших сочувствовали матери.
На старости лет Толстой стал писать в личном дневнике о том, что жена ему надоела, и он хотел бы уйти из семьи. Граф стал всерьез размышлять об уходе, но не знал, куда податься. В октябре 1910 Толстой с помощью дочери тайно покинул Ясную Поляну верхом на лошади. Затем он пересел на поезд. Денег Лев Николаевич взял мало, поэтому пришлось путешествовать третьим классом.
На ветру Толстой простудился, болезнь осложнилась воспалением легких. Писатель добрался до монастыря, но вскоре к нему приехала дочь с новостями из дома, она рассказала, что несчастная мать, узнав об уходе мужа, попыталась утопиться. На графа это, однако, не произвело никакого впечатления. К тому времени весь высший свет уже бурно обсуждал сенсацию об уходе писателя из семьи аж в возрасте 83 лет.
Толстой решил отправиться в Болгарию, его творчество там очень ценили, так что там он был бы принят радушно. Состояние здоровья Толстого ухудшалось, поэтому поездку пришлось прервать, графа поселили в квартире начальника станции, потому что в том месте не было даже гостиницы. К писателю были приставлены врачи, но даже им было не по силам спасти его.
Лев Николаевич скончался. На похороны Толстого съехались несколько тысяч человек. За последними днями великого писателя через газеты следила вся страна, с момента ухода из Ясной Поляны за ним неотлучно следовали журналисты, охотившиеся за сенсационными новостями.