Найти тему

Субтрактивный синтез в аналоговых синтезаторах

Оглавление

Субтрактивный синтез - вид синтеза, при котором берется звук, насыщенный гармониками, и далее с помощью фильтров, усилителей и прочих блоков изменяются его характеристики

В аналоговых синтезаторах используется следующий метод управления:

  • CV - управляющее напряжение, управление высотой тона генератора или частотой среза фильтра, громкостью усилителя;
  • GATE - затвор, "нажатие клавиши";

Основные блоки аналоговых синтезаторов:

  1. Генератор управляемый напряжением(VCO);
  2. Генератор низкой частоты(LFO);
  3. Усилитель управляемый напряжением(VCA);
  4. Фильтр управляемый напряжением(VCF);
  5. Огибающая(Envelope).

1. Генератор управляемый напряжением.

Данный блок и составляет сердце синтезатора, без него не будет звука. Чаще всего используются следующие формы волны: треугольная(triangle), синусоида(sine), пилообразная(sawtooth), квадратная(square) и пульсирующая(pulse). Различают два стандарта генераторов по управляющему напряжению: v/oct и v/hz. Из-за популярности v/oct рассмотрим только его. В данном стандарте, исходя из названия, на октаву приходится вольт, соответственно 12 полутонов идут с шагом 0.083 вольта, например, до - 0 вольт, до диез - 0.083 вольта, ре - 0.166 вольта и т. д., а диапазон v/oct как правило от 0 до 5 вольт. Для управления обычно используют клавиатуру или секвенсор.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

2. Генератор низкой частоты

Следующий блок похож на VCO, однако его частоты находятся не в слышимом диапазоне (0.1-20гц). Используется для создания эффекта вибрато модулируя частоту VCO, также и для широтно-импульсной модуляции пульсирующей волны путем изменения длины импульса, что придает эффект "жирного аналогово звучания" без использования нескольких генераторов

3. Усилитель управляемый напряжением

Без данного блока звучание генератора не прервется, а усиливать по сути он и не усиливает, а скорее работает как управляемый напряжением регулятор громкости. Управляют им обычно не напрямую, а с помощью огибающей, что и позволяет сделать медленно нарастающие звуки или же резко спадающие.

4. Фильтр управляемый напряжением

Благодаря этому блоку и получаются знаменитые синтезаторные звуки. У фильтра есть две основные характеристики: частота среза и резонанс. Частота среза - частота, от которой фильтруется звук в зависимости от вида фильтра. Резонанс же усиливает фильтруемые частоты в месте спада. Основные используемые виды фильтров: lowpass(фильтр низких частот), highpass(фильтр высоких частот), bandpass(полосовой фильтр). Lowpass - пропускает частоты ниже частоты среза, фильтруя те, что выше, highpass же является обратным к lowpass, а bandpass является комбинацией lowpass и highpass. Управляют аналогично с усилителем с помощью огибающей.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

5. Огибающая

Последний основной блок и позволяет делать звуки медленно нарастающими или же быстро спадающими. Самый популярный вид огибающей - adsr, расшифровывается как attack decay sustain release. Attack - время нарастания до определенного уровня, decay - время спада до уровня sustain, sustain - уровень на котором держится напряжение пока нажата клавиша, подается gate сигнал, и release - время затухания после того как была отпущена клавиша, перестали подавать gate сигнал

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Существует еще много различных блоков, таких как генератор белого шума, генератор случайных напряжений(sample and hold) и т. д., но сутью данной статьи является рассмотрение базовых модулей.

Структурная схема простого монофонического синтезатора:

Картинка автора
Картинка автора

В будущем рассмотрим как собрать свой синтезатор если эта тема будет вам интересна