В различных материалах о Великой Отечественной войне (1941-1945) мы чаще всего встречаем информацию о сражениях, которые проходили в центральной (европейской) части страны.
Всё это, конечно, верно, однако, не стоит забывать, что бои шли и в самых отдалённых местах Советского Союза. Например, в Заполярье, который всеми силами пытались отстоять советские войска, но о котором даже сейчас так мало сказано в научной и художественной литературе...
Овладеть Мурманском
Между тем, гитлеровцы с помощью авиации и пехотных частей (прим. - около 150 тыс.человек) пытались в первый же день войны отрезать северную часть СССР от остального мира.
Их главной целью был Мурманск - большой портовый город, через который страны-союзники отправляли Красной Армии военную помощь. Поэтому с первого дня войны и до октября 1944 года Мурманск постоянно бомбили, сравнивая его с землёй и с помощью зажигательных бомб уничтожая деревянные здания.
Но в этой сложной обстановке город выстоял, несмотря на 792 вражеских вылета, в ходе которых было сброшено около 185 тыс. бомб (прим. - почти такое же количество ударов было нанесено по Сталинграду). На каждой точке советского Заполярья, от крупного города до обычного хребта, сражались наши бойцы, и враг был остановлен.
Как, например, это произошло 29 июня 1941 года на хребте Муста - Тунтури (прим. - полуострова Рыбачий и Средний, Мурманская область), где гитлеровцы прекратили наступление и уже больше не продвигались вперёд.
"Черная Тундра"
Именно так с саамского (прим. -финно-угорский народ) переводится название хребта Муста - Тунтури. Осознав, что дальше не продвинуться, гитлеровцы решили укрепиться на этой территории, огородив себя ДЗОТами, минными полями и огнём снайперов.
Все это время советские войска делали отчаянные попытки полностью овладеть хребтом, выбить из него противника и по возможности оттянуть к себе как можно больше сил Вермахта, которые могли быть использованы на главном направлении.
29 марта 1943 года на губе Малая Волоковая в 2 часа ночи высадились две группы советских моряков с целью уничтожить штаб полка гитлеровцев, базу снабжения "Норд", а также получить сведения о действиях противника. Сначала на берег вышла группа прикрытия из 30 человек под руководством лейтенанта А.И. Кравцова, а затем 47 бойцов под командованием капитана Александра Яковлевича Юневича (1915-1943).
Однако, гитлеровцы в этому моменту уже знали о высадке десанта (прим. - по мнению командующего 23-го укрепрайона Северного оборонительного района СФ, генерал-лейтенанта С.И. Кабанова, причиной провала операции являлась выдача информации разведчиками ст.лейтенанта П.Г. Чебанко, которые ранее высаживались на этом же месте, но понесли потери).
"...Обе группы были внезапно окружены, командиры, помня полученные наставления, повели их навстречу друг другу, но было уже поздно. Противник не дал им соединиться. Группа Кравцова вела бой почти с целой ротой <...>.
Группа Юневича столкнулась с противником почти одновременно, с той только разницей, что попала под внезапный пулеметный огонь."
(Из книги С.И. Кабанова "Поле боя - берег")
Понимая, что другого выхода нет, командиры групп вызвали огонь на себя. По территории, окружённой гитлеровскими войсками, начали работать батареи 104-го артиллерийского полка. На помощь группе А.И. Кравцова выдвинулась группа капитана И.П. Жаринова, которой в ночь с 29 на 30 марта удалось прорваться к окружённым морякам и соединиться.
Следующая же цель - объединенным группам соединиться с бойцами капитана А. Юневича, достигнута не была. Гитлеровцы, давшие возможность высадиться десанту на берег, взяли его в плотное кольцо.
При этом окружив группу Юневича, противник так и не смог уничтожить бойцов А.Кравцова и И.П. Жаринова из-за понесённых потерь от огня советской артиллерии, а также оказанного десантом сопротивления.
Утром 31 марта группы А.Кравцова и И.Жаринова смогли на катерах вернуться к своим, однако, 47 бойцов Юневича остались на губе, а связь с ними потеряна.
"Последний сигнал по радио, по внезапно ожившей рации, пришел открытым текстом за подписью Юневича: «Открывайте огонь по мне! Скорее! Врагов много». Но это был сигнал от Патракова. Передал его радист Д. А. Постовалов, коммунист..."
(Из книги С.И. Кабанова "Поле боя - берег")
К моменту последнего сигнала Александра Юневича уже не было в живых. Группа была уничтожена.
"Я не предатель!"
6 апреля 1943 года бойцы 348-го отдельного пулемётного батальона увидели, как "к берегу прибило что-то тёмное". Подошедшие к этому месту неожиданно увидели, что на брёвнах лежит человек, который не подавал признаков жизни.
"...Когда неизвестного стали снимать с бревен, он застонал. Солдаты пытались привести его в чувство, но человек лишь сказал, что он от Юневича, и снова потерял сознание"
Этим человеком оказался старшина II статьи Александр Игнатьевич Бакин (1920-1987) (прим. - в книге С.Кабанова указан как старшина I статьи). Со штыковыми и пулевыми ранениями, с обмороженными руками он каким-то образом смог уцелеть в том бою.
Согласно своего рассказа, Александр Бакин после того, как группа была уничтожена гитлеровцами, под покровом ночи добрался до берега. Понимая, что сил перебраться через воду нет, он нашёл обломки каких-то бревён и досок, связал их ремнём и с помощью них, теряя сознание, доплыл до своих.
"Плот с Бакиным течение снесло к нашему берегу и выбросило на Средний. Там его и подобрали бойцы из бригады Крылова.
Сперва, признаться, мы не очень верили Бакину, думали: тут что-то не то: быть больше двух часов в холодной воде, да еще раненному, и выжить <...>. Врачи наши потом объяснили это «чудо». Дело в том, что в воде находились только часть туловища и конечности. Охлаждение сильное, но не настолько, чтобы побороть такой могучий организм, как у Бакина.
(Из книги С.И. Кабанова "Поле боя - берег")
После излечения Александр Бакин продолжил службу, но с этого момента для него начинается личный бой за своё честное имя и память тех, кто был в группе Юневича. И этот бой продлился до 1975 года.
Потому что ему не поверили. Почти все, с кем виделся он, считали его предателем и виновным в том, что из-за него якобы уничтожили десант в марте 1943 года. А Александр Игнатьевич не получил ни одной награды и оставался жить в Мурманске:
"Тридцать пять лет он приходил в военкомат с одной просьбой: надо поехать на место высадки десанта и предать бойцов земле. Но его никто не хотел слушать. Жена его уговаривала уехать из Мурманска. Ведь в другом городе, где о прошлом Бакина никто не знал, жить было бы проще. Но он упорно стоял на своем..."
Из книги М.Орешета "Десант вызывает огонь на себя"
Поверили фронтовику лишь в 1975 году, когда в свет вышла книга участника обороны Заполярья, советского писателя Василия Андреевича Кожуховского (1919-1985) "Десант на Муста‑Тунтури", а через два года были изданы воспоминания Сергея Ивановича Кабанова "Поле боя - берег".
В двух этих изданиях, ссылки на которые я указал в закреплённом комментарии (прим. - настоятельно советую Вам их изучить!), было подробно рассказано о мужестве Александра Бакина, который не был предателем и всё это время бился за память своих товарищей.
В 1976 году Василий Кожуховский и Александр Бакин впервые выехали на места боёв, и там боец группы смог детально рассказать о судьбе павших в бою моряков. Сюда же вскоре были организованы выезды ветеранов войны, а также близких павших бойцов из группы А.Юневича, установлен памятник.
А вскоре, как оказалось, выжил в этом бою не только Александр Игнатьевич (прим. - в книгах указывается, что выжил только А.Бакин). Так, в 1989 году мурманскому краеведу Михаилу Орешете пришло письмо от Николая Васильевича Соломонова (1916-1996), который, узнав об истории Александра Бакина, рассказал о том, что он также является чудом спасшимся бойцом из группы Юневича.
Тяжело раненым Николай Васильевич попал в плен, находился в концентрационном лагере, а после своего освобождения вернулся домой.
О достоверности данного факта я не берусь судить, поэтому, если кто-то из читателей знает историю подвига группы Юневича, то прошу Вас написать подробнее о Николае Васильевиче. Правда это или нет.
Ясно одно - в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) наш народ встал на борьбу с захватчиками и приложил все силы и средства для достижения долгожданной Победы. Однако, говоря о подвигах советских бойцов, мы порой упускаем тяжёлые факты, которые становятся для нас неизвестными даже сегодня.
Как история подвига 48 бойцов, высадившихся в марте 1943 г. на Муста-Тунтури и не вернувшихся оттуда к своим родным и близким...
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".