До того, как я сделала систему управления питанием, мы с мужем каждый раз тратили в магазине больше разумного, покупая всё, что нравится. А затем, не знали, что приготовить из того, что купили.
Приходилось докупать нужные в рецептах ингредиенты, а то, что было купленно изначально, портилось и часто выбрасывалось.
Теперь же я планирую меню на неделю с чёткими рецептами, закупаюсь только нужными (ну, почти) продуктами и всегда знаю, что буду готовить.
Когда я начала жить одна, я была шокирована тем, сколько времени и сил занимает приготовление еды. Особенно качественной еды, без заморозок и повторных разогревов. Готовить три раза в день, семь дней в неделю — это на самом деле сложно.
Среди остальных бытовых задач, планирование и приготовление еды занимает больше всего времени. В среднем, в неделю я трачу на планирование и приготовление еды около 7 часов времени. Также, мой муж тратит ещё часа полтора в неделю на покупку продуктов.
Мы пробовали заказывать доставку готовой домашней еды, но она не такая вкусная, как своя + очень дорогая (обходится в 3-4 раза дороже, чем те же самые блюда приготовленные самостоятельно) + не экологичная доставка с пластиковыми контейнерами для каждого приема пищи.
Со временем, я составила свою систему управления питанием, которая помогла мне быть экологичнее, экономить пару часов в неделю и убрать ментальный хаос по этому вопросу. Поделюсь основными принципами этой системы:
Сохраняйте рецепты на ходу
Книги рецептов — это классный инструмент, но для лучшей эффективности его нужно цифровизировать. Выпишите свои любимые рецепты в вашу базу знаний, чтобы они всегда были под рукой, а не в старой маминой книги рецептов. Это поможет с легкостью приготовить любимые блюда, где бы вы ни оказались, и вам не придется искать рецепт в интернете — у вас уже будет записан ваш проверенный рецепт.
Также, если вы видите интересный рецепт в интернете — сохраняйте его в то же место, где и ваши любимые рецепты. Это можно сделать с помощью веб-клиппера от приложения, где хранится ваша база рецептов. Вам нужно будет просто отправить увиденный рецепт в приложение, а оно уже само подгрузит ссылку на рецепт, название и картинку блюда.
Можно поставить отдельный тэг для новых рецептов в базе, чтобы как-то отличать те, что вам нравятся от тех, что вы ещё не пробовали готовить. Но в любом случае, нужно не забывать иногда чистить эту базу от непонравившихся рецептов.
Создавайте план меню на неделю
Планирование каждого приема пищи на неделю сильно упрощает приготовление еды в моменте. Это снижает время на выбор блюд — вам придется выбрать блюда всего один раз за неделю вместо 21 раза, если вы делаете это в моменте.
Также, это помогает спланировать список нужных продуктов заранее — так вы сэкономите на покупах и избежите испортившихся продуктов в холодильнике, ведь они все будут использованы в соответствие с вашим планом.
План питания и список покупок можно вести и в простом блокноте, и в любых цифровых инструментах. Но самое эффективное — сделать синхронизацию между базой рецептов, планом питания и списком покупок.
Я все ещё не до конца отточила навык покупок строго по необходимости. Иногда я покупаю что-то, чего не было в списке и потом у меня что-то остается и портится, но я стараюсь формировать список покупок и придерживаться его.
Поделитесь своим планом питания
Когда у вас будет база рецептов и план питания, вы можете поделиться ими с семьей или соседями по дому. Это удобно для совместного добавления рецептов в базу, выбора блюд и составления списка покупок.
Можно создать общий доступ к этой странице (если вы ведете ее в диджитал-сервисе) для всех членов семьи, и они всегда смогут посмотреть, что вы будете есть в любой день недели, вместо того, чтобы спрашивать вас. Также, это поможет ходить за покупками ассинхронно — каждый может обновлять список покупок и ставить галочки для уже купленного.
Мой алгоритм управления питанием
- Когда вижу интересный рецепт в интернете или соцсетях, сохраняю его в свою базу рецептов в Notion с помощью веб-клиппера.
- Раз в неделю проверяю базу рецептов, раскладываю новые рецепты по категориям: прием пищи (завтраки, обеды, ужины, десерты, напитки), вкус (сладкое, соленое, острое) и статус (уже пробовала готовить, ещё не готовила).
- Раз в неделю оцениваю, что есть из продуктов дома. Затем, составляю план приемов пищи на неделю в таблице в Notion. Стараюсь выбрать рецепты из моей базы с теми ингредиентами, которые у меня уже есть, чтобы покупать по-минимуму. Прикрепляю ссылки на рецепты из моей базы в план питания.
- На основе плана питания составляю список покупок — для этого выписываю количество нужных игредиентов из рецептов, вычитаю из этого количества то, что уже есть дома и записываю его в список покупок (у меня уже готов шаблон списка покупок, поэтому я просто добавляю количество к нужным продуктам).
- Покупаю нужные продукты и готовлю по плану в течение недели.
Все эти действия помогают мне сэкономить деньги на ненужных продуктах и время на выбор, чего приготовить. Я управляю питанием по этому алгоритму с помощью всего одной страницы в Notion. Шаблон моей страницы для управления питанием можно скачать здесь.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал «life as a project», где я публикую больше материалов о дизайне и управлении своей жизнью, и скачивайте мою книгу «Дизайн жизни».