Найти в Дзене
Людмила Теличко

сватовство

Во дворе Никаноровых надрывно лаяла собака. Хозяева дома с недоумением выглядывали в окно. У калитки остановились три подводы, красиво наряженные, и из них высыпали многочисленные родственники с гармошкой и песнями. Они смеялись, шутили и наперебой пели частушки . Никаноровы испугались, но вышли во двор. Матвей Илларионович, переглянувшись с женой, открыл калитку.

-верхами да низами, полями, да садами,

сюда пришлось добраться, чтоб с вами увидаться,- пел мужчина средних лет.

- у вас товар, у нас купец, кто согласен - молодец,- вторил ему второй.

У вас матрац, у нас подушка.

У нас чай, а ваша кружка,

Красота не самовар, быстро портится товар,

Девок больше чем ребят, замуж все пойти хотят.

Не тяните, не зевайте, а скорее отвечайте

Чтобы локти не кусать, лучше «да» вам нам сказать.

-Милости просим дорогих сватов,- ответствовал Матвей. Жена дергала его за рукав,

-Что же это делается?- спрашивала она, - уговора то не было, мы же и не готовились совсем. А людей, глянь ко сколько. Что делать то будем?

- Молчи, мать. Сейчас разберемся. Гости нахрапом полезли в хату. Вошли, сняли шапки, вперед вышла сватья:

- Девка ваша хороша и рукаста и бела,

И по воду статно ходит и спора на все дела.

Сын решил проститься с волей

Хочет жить другою долей,

Полюбилась ваша дочь, без нее ему не в мочь.

Так влюбила молодца, что он спал совсем с лица.- глаголила сватья.

-За счастливый долгий брак, за житье без ссор и драк,

Коль заварена уж каша, отдавайте дочку вашу.- пропел еще один сват.

-А приданое готово? Все ль перины пышны, новы?

Все ль мягки, как пух, подушки, что пойдут сынку под ушко?

Одеяла, покрывала, ты сама ли вышивала?

Есть ли миски и тарелки, сын не любит есть из мелких,

Соткала ли три ковра, ложки все ль из серебра?

Собралась коль под венец, полон должен быть ларец.- пропела сватья.

-Что то нас не привечают, нам столы не накрывают,- проговорил удрученно сват,- чарку нам не подают, что же происходит тут.

-выйди девка ко крыльцу и ответь ка молодцу - сказал один из гостей.

За печкой тихо сидела испуганная Дарья. Она думала, что же ей делать: свататься то приехали не к ней, а к соседке Полине. Они с подружкой, еще зимой на крещение сидели ночью в бане и гадали на женихов. Обоим уж по девятнадцать лет, а женихов ни у одной, ни у второй нет.

А тут выпали им обоим кольца. Ох, и радовались же они тогда, прыгали, от счастья, веселились и мечтали, какими они будут, их женихи. Ночами грезили о своих друзьях, засыпая. Только на масленицу встретила Полина жениха на ярмарке, парень то хорош, м-м-м-м, каков! Высокий, да статный, красивый, сильный, а добрый. И понравилась ему Полинка, так сильно, что жить уж без нее не может. Встречались они тайком от родителей, не часто, далеко друг от друга жили. Но парень не промах, возьмет коня, улучит время, да и на всю ночь ускачет к милой подруженьке. Свидятся часок, а уж обратно ехать пора. Работа – она ждать не будет, да и отец строг. Увидит только запаренного коня и улыбнется в ус. Молчит. Только раз сказал:

- коня не загони, молодец.

Полинка такая счастливая ходит потом, а через день уже грустит, ждет любимого на свидание. А тут приехали сватать, да не к ней а к Даше. А у нее и парня то нет. Гадание обмануло. Как так? Ведь кольца у обоих были? А теперь жених у ее ворот, да не Дашин.

Вышла девица к людям. Глаза горят. На щеках румянец пылает. Красива. Прекрасна. Поклонилась людям в пояс и говорит:

-Простите люди добрые, не со зла говорю слова такие, только не могу я замуж выйти за вашего молодца. У него другая в сердце живет, вы милые люди домом ошиблись.

Сваты сначала оторопели, потом шуметь начали, как же так могли опростоволоситься, это ж позор им, как сватам и девкам, одной и второй. Только тут гармонист вышел вперед, заговорил:

- а за меня пойдешь, красавица, по нраву ты мне, сердце мое обожгла.

- а и пойду, - ответила, смущаясь Даша, гармониста этого она уже давно присмотрела, еще на той ярмарке, думала о нем, только виду не показывала.

-Вот это дело, - кричала сваха,- двоих в один день засватаем!

- ну, что, родители, выдать замуж дочку, не хотите ли? – И, пошло по новой сватовство.

А в это время, Полинка плакала в чулане от горя и ненависти. Как же так, подруга называется, а такое устроила. Все тайны ей доверяла, а она моего жениха из под носа увела.

Только вскоре услышала она, как гармонь заливается, да к ее дому приближается. Снова все кричат у калитки, веселятся, вызывают хозяев на улицу.

Полинка слезы вытерла и посматривает в окошечко. Точно к ней пришли. Родители сначала обиделись за такое неуважение к себе, а когда разобрались, в дом всех пригласили, чаем, обедом угостили. И еще чего покрепче налили.

Так и сыграли осенью две свадьбы сразу. Были подружки великолепны в расшитых своими белыми рученьками рубашках, веночки из живых цветов сделали. В красных сапожках и цветастых юбках. Красавицы. Все село на свадьбы пришло. А женихи – удальцы. А гармониста со стороны пригласили.

Много лет прожили подружки в любви и счастье. Детей народили, да вырастили. Злодейка - война забрала мужа Полины, а Дашин муж вернулся домой живой, только с ранением. Всю жизнь прожили они рядком, да ладком. И подруги помогали друг другу, чем могли. И в беде вдвоем и в радости. Нет уже давно Поли и Даши на свете, но память о них и их светлой дружбе и по сей день живет в сердцах их правнуков.