Найти тему
Артур Рыкалин

Перспективы ягодников и органики: "Коломенская ягода"

Раньше ягоду ели в основном свежую, в сезон, больше дикорос, а потом в варенье в течение года. Но потребительские аппетиты росли в сытые годы и больше стало появляться замороженной ягоды. Теплицы и импорт сместили и расширили период потребления "свежей" ягоды. Сегодня сильно растёт спрос, и цены соответственно, как на саму ягоду, так и на саженцы и управление ягодными комплексами.

У гостя передачи есть как органическая, так и обычная ягода. Несмотря на много слов про силу органики он не всё перевёл под органику - значит нет достаточного платёжеспособного спроса.

Немного рассказал про компост, берёзовый дёготь, севооборот и другие нехимические уловки при выращивании. Вообще мечта, чтобы в органике произошла энергетическая рокировка между сертификатом и маркетингом с одной стороны и набор чётких природных агротехнологий. Сейчас больше трясут бумажками, делают дорогой маркетинг, а не ищут спецов и мастеров земли, а не рассказывают про методики делания земли и плодородия, природных средств защиты. Как правило, нет такой задаче даже у инвесторов, мало спецов, мало технологических карт, мало желания делиться технологиями.

Сколько мы ездим по России и общаемся с фермерами, в том числе органиками, то агротехнологическая часть сильно хромает. Больше используют принцип "не сыпать", но не использовать сильные приёмы биологического земледелия. Отсюда низкая урожайность, беднота почв и соответственно выращенных культур, зато с сертификатом. Экосообщество тоже больше сфокусировалось на бумажках, премиях, конкурсах, пиаре в москвах, чем на реальном понимании вещей. Борцы с гринвошингом часто сами ещё те гринвошеры. Тонкое искусство лавирования между правдой, контрактами и спросом.

Фермеры, у кого дефицит ушёл из мышления, делитесь наработками, пакуйте технологические карты, обучайте, рассказывайте, принимайте практикантов. На вас и надежда, а не на армию пиарщиков и маркетологов в органике и пермакультуре.