Найти в Дзене

Кинцуги - принятие изъянов и умение видеть красоту в несовершенстве.

О ценности неудач и провалов мы говорим часто. Но при этом, даже если очередной провал мы смогли превратить в успех, всё равно стараемся забыть о своих недостатках поскорее. Возможно, вам поможет японское искусство кинцуги. Его философская основа покажет вам, как следует воспринимать свои неудачи, проблемы и тревоги.

Сложно в этом признаться, но с самого детства мы взращиваем в себе надежду достичь идеала. Мы мечтаем, что наша взрослая жизнь будет прекрасной во всех отношениях. Когда-нибудь мы встретим свою вторую половинку. Когда-нибудь мы найдём работу, которая будет приносить удовольствие. Когда-нибудь наш дом станет полной чашей, а окружающие будут уважать и ценить нас.

К сожалению, не все наши мечты сбываются, и образ идеальной жизни разбивается на мелкие кусочки, столкнувшись с реальностью.

Как справиться с этим и что делать с осколками, в которые превратились ваши мечты?

Кинцуги — это техника реставрации керамических изделий. Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота.

Идея состоит в том, что разбитая посуда не должна отправляться на свалку. Её нужно восстановить, при этом подчеркнув, что история предмета не заслуживает забвения.

-2

Искусство кинцуги возникло в XV веке. По одной из версий, японский сёгун Асикага Ёсимаса разбил свою любимую чайную чашу. Он приказал отреставрировать её, и чашу отправили в Китай. Мастера восстановили чашу и вернули её сёгуну, но оказалось, что они соединили осколки ужасными крупными скрепками. Асикага Ёсимаса был недоволен выполненной работой и приказал японским мастерам найти более эстетичный способ вернуть чаше прежний вид. Они не только соединили осколки, но и превратили обычную посуду в предмет искусства с помощью техники кинцуги.

-3

Смысл Кинцуги состоит в принятии изъянов и умении видеть красоту в несовершенстве.

Очень японское отношение к недостаткам и проблемам нашло своё воплощение и в европейской культуре. О том, что изъяны стоит воспринимать как нечто прекрасное, писали и говорили всегда. Многие успешные люди признавались: они гордятся своими провалами, потому что во многом благодаря им смогли обрести счастье и добиться успеха.

-4

"Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат", - Трумен Капоте, американский писатель

"Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения", - Коко Шанель, французский модельер.

"Многое говорит в пользу неудачи. Во всяком случае, она куда увлекательнее успеха", - Макс Бирбом, английский писатель и карикатурист.

-5

Современный мир не терпит недостатков. Мы восхваляем молодость, красоту и новизну. Искусство кинцуги несёт в себе так необходимую сегодня мудрость, применимую не только к керамическим чашам, но и к человеческой жизни.

Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или Кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт) — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака,полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.

Кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания, её жизни.

-6

Кинцуги также близко к японской философии мусин (無心, «чистый разум») с её концепциями непривязанности к вещам, принятия перемен и предназначения как аспектов человеческой жизни. Кинцуги не только не прячет повреждения, но и выделяет их, явно напоминая о бренности бытия и превратностях судьбы, неотвратимо присутствующих как в прошлом, так и в будущем. Это принятие мучительности существования и сочувствие вещам также известно в Японии под именем моно-но аварэ.

Известно несколько основных подвидов кинцуги:

• трещина (яп. ひび хиби) — использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;

• мозаика (яп. 欠けの金継ぎ例 какэ но кинцуги рэй, дословно «заполнение отсутствующих фрагментов») — выполняется золотом или золотой эмалью;

• стыковка (яп. 呼び継ぎ ёбицуги) — замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету