Найти в Дзене
Часовой истории

Оказывается, при большевиках строили храмы. А нам десятилеятиями внушали, что только разрушали и разоряли.

Оглавление

Готовым раскрыть рот о том, что большевики церкви разрушали, а всех священников истребляли, отвечаю сразу – да, было, по двум причинам. Первая – имелись основания: многие представители церкви открыто выступили на стороне контрреволюции словом и делом. Вторая – перегибы на местах, так называемый человеческий фактор (ошибки, предвзятость, формализм, вредительство). Обобщение о том, что большевики православие уничтожали делалось намеренно с целью манипуляции общественным сознанием.

Позиция Ленина

Ленин с «религиозными предрассудками» боролся, но выступал при этом против оскорбления чувств верующих.

Из выступления на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 года: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться» (http://leninvi.com/t37/p186)

Обращались к Ленину

Характерна история со священником Василием Пятницким, служившим в церкви в деревне Медведево Новгородской губернии. Его арестовали 4 марта 1919 года и посадили в тюрьму.

В те времена люди поступали, как и сейчас – обращались за правдой к вышестоящему начальству. Ничего хорошего в этом нет – на ручное управление переходят, когда плохо работает госаппарат, не выполняет данных поручений или трактует их по-своему. Явление распространенное, если вспомнить о прямых обращениях граждан с жалобами царю-батюшке, в 1919 году и позже – к Ленину, потом к Сталину, затем в партком и наконец к Путину.

Брат священника, попавшего в беду, написал письмо Ленину, в котором рассказал о том, что случилось. Своего брата, священника, автор письма охарактеризовал следующим образом: «…Он (брат) отдал 30 лет жизни и все свои силы делу народного образования. Понимал его широко. Работал в 4 школах. Доработался до чахотки. Всегда сочувствовал революции. Постоянно приобретал через меня партийные книжки и распространял их среди населения. Отношения с населением были и остаются наилучшими; духовное начальство преследовало и грозило ссылкой. Население единогласно избрало его председателем школьного совета. Многие из его учеников сделались ревностными работниками Советской власти. Я могу за него поручиться, как за человека, сочувствующего революции и Советской власти». (https://www.rulit.me/books/v-i-lenin-i-vchk-sbornik-dokumentov-1917-1922-read-241856-72.html).

Брат священника рассказал, что конкретно послужило причиной ареста: «В церковь во время службы явился член Бологовского Совдепа и потребовал, чтобы брат с амвона прочел народу декрет об отделении церкви от государства и воззвание Бологовского Совдепа, где были выражения, поносившие все духовенство в целом. Брат сказал, что он, как верующий и священник, не может прочесть таких выражений с амвона, тем более, что они могут вызвать в церкви бурную сцену, но что он предоставляет церковь в полное распоряжение представителя Совдепа… Брат оставался в алтаре. Представитель Совдепа сам прочел воззвание и, действительно, вызвал свалку…»(источник тот же)

Комментарии, как говорится, излишни – представители власти получили то, о чем их предупреждали. Ленинские разъяснения и рекомендации по поводу того, как и с чем конкретно надо бороться на идеологическом фронте, на местах трактовались в меру своего образования и развития. Советская власть получила в наследство огромную массу безграмотного или полуграмотного населения. Управленческие кадры были в остром дефиците и те, что имелись, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.

Вместо разъяснения политики государства по отношению к верующим, получили конфликт. Чужаков побили и вытурили из храма. Понятно, что бездарно организованное мероприятие было сорвано. Называется, поработали. Надо было отчитаться. Признать, что сделали глупость, решимости не хватило. Не придумали ничего лучше, как обвинить в срыве важного идеологического мероприятия священника, который предупреждал о возможных последствиях. Ему предъявили не много ни мало – сопротивление Советской власти.

«Прошу Вас, Владимир Ильич, извинить мое обращение и исполнить просьбу: помогите брату; Вы лучше знаете, как это сделать. Я просил бы телеграфировать председателю Новгородской чрезвычайной комиссии, чтобы дело священника Пятницкого было рассмотрено с возможным беспристрастием и снисходительностью, чтобы считались с его болезнью.

Дорог каждый день.

Я боюсь того, что в Новгороде не знают его прежней работы, а для многих ношение рясы есть уже преступление.

Вы все можете. Помогите.

Уважающий Вас Константин Пятницкий

ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. I, д. 8887

Автограф» (источник тот же)

Ленин на письмо отреагировал, оставив резолюцию 14 марта 1919 года:

«Курскому: прошу приостановить всякие меры и назначить расследование. Ленин» (источник тот же.)

Надо отметить, что благоприятную роль сыграло то, что автор письма был Ленину знаком. Одно время он работал директором-распорядителем издательства «Знание», о чем деликатно напомнил, назвав себя «участником издательства «Знание».

Запрос народного комиссара юстиции Д. И. Курского в Новгородскую губчека последовал уже на следующий день, 15 марта 1919 г.. Дело было остановлено, священника освободили.

Аналогичный случай описан у Алексеева В.А. в его книге «Иллюзии и догмы» (https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/illyuzii-i-dogmy/ М, 1991, с. 103.)

На имя Ленина поступила телеграмма об аресте калужского епископа Михея. По указанию Ленина была проведена проверка. Выяснилось, что епископа «взяли в заложники», конкретных обвинений в его адрес выдвинуто не было. Епископа освободили.

Строились храмы

Теперь непосредственно к теме – о строительстве храмов при большевиках. Начну с факта. Верующие Ягановской волости Череповецкого уезда обратились с просьбой не препятствовать достраиванию храма, строительство которого было начато в 1915 году и было прервано произошедшими событиями. В записке на имя председателя Афанасьевского сельского совета В. Бахвалова от 2 апреля 1919 года Ленин написал: «Окончание постройки храма, конечно, разрешается»

(Смирнов М.Ю. Религия и Библия в трудах Ленина: новый взгляд на старую тему. Архивная копия от 4 октября 2018 на Wayback Machine // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2. 2011. С. 106—125).

Некоторые из построенных при большевиках

Приведу несколько примеров из разных мест и в разные годы, чтобы было понятно - храмы строились даже в тяжелое послевоенное время, когда каждая копейка была на счету. И какая красота возводилась! Особенно впечатлил храм в Бишкеке....

Старообрядческая церковь Николая Чудотворца у Тверской заставы, Москва. 1921 год.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6706/27378390.f6/0_a8650_914d75af_XXL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6706/27378390.f6/0_a8650_914d75af_XXL.jpg

Церковь Флора и Лавра, Хредино, Струго-Красненский район, Псковская область. 1925 год

https://aria-art.ru/0/P/Pskovskaja%20oblast%27.%20Kadastr/6/6.JPG
https://aria-art.ru/0/P/Pskovskaja%20oblast%27.%20Kadastr/6/6.JPG

Церковь Параскевы Пятницы, Великодворье, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область. 1926 год.

https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.11/original/5fc4a9b385600a282e7f7db0.jpg
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.11/original/5fc4a9b385600a282e7f7db0.jpg

1927 г. была перевезена и собрана на новом месте - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рыжево, Егорьевский район, Московская область.

http://beliykrest.ru/upload/iblock/cfb/cfb06711eaa8aae3e3f12920dddee767.jpg
http://beliykrest.ru/upload/iblock/cfb/cfb06711eaa8aae3e3f12920dddee767.jpg

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Тосно, Тосненский район, Ленинградская область. 1936 год

https://sobory.ru/pic/04250/04285_20060819_064420.jpg
https://sobory.ru/pic/04250/04285_20060819_064420.jpg

Храм Святителя Николая Чудотворца - Магнитогорск. 1946 год

https://hramsobor.ru/wp-content/uploads/2020/06/common-943.jpeg
https://hramsobor.ru/wp-content/uploads/2020/06/common-943.jpeg

Собор Воскресения Христова, Бишкек, Киргизия. 1947 год

https://img-fotki.yandex.ru/get/9162/50083820.37d/0_ed2d2_c190cc29_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/9162/50083820.37d/0_ed2d2_c190cc29_XL.jpg

Церковь Николая Чудотворца в Бирюлеве, Бирюлево Западное, Москва. 1957 год.

https://sobory.ru/pic/03300/03314_20140728_002923.jpg
https://sobory.ru/pic/03300/03314_20140728_002923.jpg

И т.д. сколько всего было построено при большевиках, сказать не могу, нет точных данных, но и того, что есть достаточно, чтобы вопрос об отношении Ленина, большевиков и Советской власти к церквям не считать таким уж однозначным, как нам это усиленно втирают на протяжении десятилетий.

Об отношении к вопросам религии в сталинское время и вовсе следует говорить исключительно об уважении со стороны большевистского государства в целом. Достаточно вспомнить выборы Патриарха в 1943 году. Сталин оказал максимальное содействие в проведении Архиерейского собора Русской православной церкви 8 сентября 1934 года в Москве, попросив святых отцом об одном - "проявить большевистские темпы" и не затягивать с этим важным делом.

К читателям. Не забываем отмечать актуальный на ваш взгляд материал и подписываться на канал.

С уважением, автор.