Подзабыли мы эту певицу. Время, конечно, неумолимо. Да и пела она народные песни, что почему-то позволяло кому-то кривить губы: «Фу!»
Да, Людмилу Зыкину (1929-2009) к попсе отнести нельзя. Хотя все признаки «богатой и довольной» у неё были. Водила «Мерседес», носила бриллианты, и ее коллекция драгоценностей до сих пор не даёт покоя.
Но только неумный дурак в неё за это кинет камень. Для думающего человека тому порукой – биография, поступки и, самое главное, творчество певицы.
Мать Зыкиной была санитаркой, отец – рабочим. Детство своё она называла счастливым. Благодаря родителям будущая певица умела все. На подмосковной окраине держали скот, был огород. Отец научил водить мотоцикл и устранять поломки у машин.
В Великую Отечественную работала на заводе, а после –санитаркой в госпитале. А мечтала стать лётчицей.
В 1947 году друзья уговорили Зыкину поучаствовать в конкурсе молодых исполнителей. Эдакий «Голос» послевоенный.
Людмиле Зыкиной 18 лет, музыкального образования нет и в помине (она позже закончит институт Гнесиных). Но ее заметили и пригласили в Хор имени Пятницкого. Так Зыкина изменила свою рабочую биографию.
В Хоре певица работала не так долго. Зыкина достаточно быстро стала солисткой. И сразу прославилась песнями «Мама, милая мама», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», «Тонкая рябина», «Ивушка плакучая».
А песня «Издалека долго течёт река Волга…» просто стала визитной карточкой певицы. Ее, кстати, пел и Марк Бернес, и Капиталина Лазаренко. Но голосистая Зыкина «Волгу» сделала вечной.
Она не была обижена и властями, чего уж там. Хорошая квартира на Котельнической набережной, платья «от Вячеслава Зайцева», дорогие подарки от людей высокопоставленных. Да и государственных наград немало. А почему нет?
В подругах у Зыкиной была всесильный министр Фурцева. И чего только теперь не понаписали про эти отношения. И в бани ходили, где водку стаканами глушили, и на мерседесах катались…
Сплетни почему-то только сейчас появились, а при жизни Зыкина умела ни с кем ни поссориться. Ненавидела интриги, и ни в каких, кстати, не участвовала. Даже завистников и врагов сильных не было. Понимали – до Зыкиной не дотянуться.
Она была мудрой женщиной. Успешно выступала и за границей. Покорила «Битлз» своей «Ивушкой». Как известно, музыканты подарили ей на память серебряный крестик. Зыкиной предлагали фантастические условия в Канаде и в США. И неизменно она отвечала: «Нет». Все это очень показательно. Статус обязывает. «Мисс Россия», «Мисс Волга» – так называли ее за границей.
Выступала перед Сталиным, Хрущевым и Брежневым. Перед шейхами и президентами. И при этом ездила на гастроли в маленькие города, никогда не отказывалась выступить практически в поле. Пела русские песни, романсы много и на каждый зов отзывалась. Это никогда не было пошлым позированием. Сегодня даже трудно понять.
Ведь Зыкина была своя, понятная, которая декларировала: «Я из народа». Многим помогла, свой коллектив оберегала, как мать родная. Никому никогда не отказывала ни в автографе, ни в фотографии. Любила друзей и свою аудиторию, для которой до смерти была своя. А в свободное время вышивала и могла сделать целую картину.
На своих концертах Зыкина всегда чувствовала настроение зрителей, поэтому легко меняла песню, пела то, что хотели слушатели. Поэтому всегда попадала в нерв аудитории. Для Зыкиной главным было «выйти на сцену», а там певица, как сейсмограф, «ловила волну». В середине концерта могла легко изменить программу. Просто удивительно.
Крупная, фактурная женщина. «Не женщина, а монумент», – как говорили в одном фильме. Даже спустя годы, на старых пленках она сохраняет именно это впечатление. И на памятнике на Новодевичьем кладбище она стоит как царица.
Ирина Биккулова для авторского проекта #лица новодевичьего