Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Гиперпоп: музыка будущего?

Оглавление

Кислотное электронное звучание, тяжёлые биты, перегруженные инструменты, автотюн, вихрь хаотичных картинок — примерно так можно описать hyperpop («хайперпоп» или «гиперпоп»). Жанр, который появился всего несколько лет назад, но уже наделал шуму в мировой музыкальной индустрии и добрался до России.

Что это за жанр и кто его представляет на зарубежной и российской сцене? Давайте разбираться!

Что такое гиперпоп?

Само название hyperpop связано с понятием гиперболизации, то есть «чрезмерного преувеличения». Hyperpop буквально означает «преувеличенный, выкрученный на максимум поп». Своим звучанием он полностью оправдывает такое название.

Как и в поп-музыке, здесь присутствуют заедающие мелодии, которые могут повторяться будто бы бесконечно. А милые высокие голоса становятся максимально писклявыми благодаря автотюну и различным эффектам. Часто их нарезают и используют как семплы. Чрезмерная слащавость контрастирует с перегруженными инструментами и вкраплениями совершенно неожиданных направлений. J- и K-pop здесь могут сочетаться с трэпом, элементами металла, IDM и эмо-рэпа. Такой микс создаёт довольно сюрреалистичное звучание.

Есть мнение, что изначально гиперпоп означал «гипертрофированность» и его идея была в том, чтобы примешивать к поп-музыке элементы жанров, которые были очень популярны за последние десятилетия (например, ню-метал). Также одной из основных идей могла быть быстрая смена звучания в рамках одного трека с целью удержать даже самого искушенного и неусидчивого слушателя.

Что с визуалом?

Гиперпоп — это не только музыка, но и яркая, порой «кричащая» картинка. В клипах исполнителей можно увидеть влияние киберпанка, аниме, а также квир-эстетики. Гиперпоп имеет большое значение для культуры ЛГБТК-сообщества, ведь жанр не имеет рамок и даёт широкие возможности для самовыражения. Это можно увидеть на примере творчества исполнительницы Dorian Electra (Дориан Электра), в котором часто присутствует идея кризиса мужественности.

Откуда взялся этот жанр?

Истоками гиперпопа можно считать середину 2010-х годов. Как и другие жанры, он формировался постепенно, впитывая в себя различные явления всемирной сети. Сложно с точностью определить, кто его основоположник. Но часто рождение жанра связывают с экспериментами британского продюсера A. G. Cook и его лейблом PC Music.

A. G. Cook
A. G. Cook

A. G. Cook пытался найти новое звучание, примешивая к поп-музыке элементы электроники. В 2014 году он выпустил свой первый гиперпоп-сингл Keri Baby и продолжил работать в этом жанре. Тогда понятие «гиперпоп» ещё не вошло в обиход, и часто подобную музыку называли «баблгам-поп».

Помимо собственного проекта, A. G. Cook работал с молодыми артистами. В их числе Charlie XCX и Sophie. Изначально певица Charlie XCX исполняла классические поп-песни. Но всё изменилось, когда в 2015 году Sophie спродюсировала её трек Vroom Vroom, внеся в музыку Charlie XCX футуристичный саунд-дизайн и новаторские приёмы. Так Charlie XCX начала свой путь в мире гиперпопа и в результате стала одним из главных представителей и популяризаторов жанра.

Sophie также внесла большой вклад в развитие гиперпопа. Певица выпустила всего один альбом — Oil of Every Pearl’s Un-Insides, но получила за него Грэмми в категории «Лучший танцевальный / электронный альбом». Также Sophie продюсировала один из хитов Мадонны — Bitch I’m Madonna.

 Sophie и Charlie XCX
Sophie и Charlie XCX

Её музыку часто описывают как «гиперкинетическую», то есть создающую некое движение. В её треках можно услышать необычные звуки, например, похожие на лопающиеся пузыри.

И всё же первым при упоминании гиперпопа на ум приходит дуэт 100 gecs. В 2019 году они выпустили альбом 1000 gecs, который критики назвали «гиперпопом в чистом виде». Если музыка их предшественников звучит более сдержано и сбалансировано, то у 100 gecs все атрибуты жанра выкручены на максимум. В одном их треке могут уместиться танцевальная музыка, трэп, хэппи-хардкор, а также давно забытые кранккор или бростеп. И всё это перетекает из одного в другое, создавая головокружительный коктейль.

В 2019 году на Spotify появился официальный плейлист Hyperpop. Вскоре этот жанр вышел из андеграунда, и к нему стали активно обращаться рэп-, рок-, инди-музыканты.

Элементы гиперпопа можно услышать даже на последних альбомах Доры и Пошлой Молли. Хаски тоже решил поэкспериментировать и поучаствовал в треке битмейкера Бхима «Смола».

Кого послушать из российских исполнителей?

Одним из самых ярких представителей гиперпопа в России можно назвать Sqwore. Молодой артист подписан на Universal Music. Его первый сингл вышел весной прошлого года, с тех пор Sqwore успел выпустить ещё несколько треков и целых два альбома. В его песнях ощущается влияние трэпа и кавай-эстетики.

Сложно пройти мимо исполнителя, у которого есть альбом под названием «Добро пожаловать в HYPERPOP». Музыка Егора Натса действительно похожа на гиперболизированное сочетание явлений, которые были популярны на российской сцене последние несколько лет. Здесь можно услышать элементы трэпа, тик-ток панка, русского клауд-рэпа.

Очень самобытную музыку играет исполнительница Ушко. Это сплав различных течений электронной и танцевальной музыки в сочетании с фолк-вокалом, который звучит на удивление разборчиво для гиперпопа.

Томский дуэт zarya тоже зарекомендовал себя как новое имя в российском гиперпопе. Приятная воздушная электроника с элементами дабстепа и трэпа отлично сочетается с нежным голосом певицы. Их сингл «Сила» стал лучшей песней 2021 года по версии лейбла «Родной звук».

Внесли свою лепту в развитие гиперпопа в России и панк-активистки из Pussy Riot. Они даже выпустили фит с Дориан Электра.

За несколько лет своего существования гиперпоп успел стать одним из самых ярких явлений массовой культуры, при этом сохраняя свою самобытность. Он подарил музыкантам широкое поле для экспериментов, возможность примешивать в свою музыку элементы чего-то футуристичного и хаотичного. Гиперпоп отлично вписывается в современные реалии. Можно сказать, что он неотделим от актуальных трендов ТикТока и постироничных мемов. Как говорят музыкальные критики, гиперпоп — музыка будущего. Возможно, оно уже наступило?

Автор: Света Птичка