5,3K подписчиков

Скрытый смысл фильма «Достать ножи». Разбор идеального детектива в духе Агаты Кристи. Часть 1

6,5K прочитали
По непонятной мне причине больше двух лет откладывал просмотр этой картины и, как оказалось, очень зря.

По непонятной мне причине больше двух лет откладывал просмотр этой картины и, как оказалось, очень зря. Настоящий мастер-класс для сценариста, как отметят некоторые представители этой профессии, и я с этим полностью согласен. Но когда делился восторгами со знакомыми, к своему удивлению, столкнулся с одним лишь скепсисом. Мол, фильм не отличается глубиной и кроме звездного состава смотреть там не на что. Действительно, актерский состав в «Достать ножи» просто феноменальный, а все герои колоритные и запоминающиеся. Но это все на поверхности.

Фильм Джонсона на самом деле представляет собой слоеный торт (как одноименная картина с Дэниелом Крейгом), в котором крутые повороты сюжета – это всего лишь верхний слой. Ну а что находится под ним, я расскажу далее.

Всё не то, чем кажется: Часть 1

Осторожно, далее в тексте спойлеры!

Пожалуй, главная особенность «Ножей» заключается в том, что фильм постоянно обманывает ожидания. И речь сейчас не только про сюжетные твисты, но и обман ожиданий на всех возможных уровнях – это свойство Райан Джонсон заложил в ДНК своего фильма.

Начнем с самого начала. Открывающая сцена демонстрирует особняк ранним утром, легкая дымка и драматичная музыка придают атмосферу таинственности и мрачности, а уже в следующих сценах мы узнаем, что в доме произошло убийство. Подобным образом начинались сотни детективных историй. И то, что произойдет дальше, лишь подтверждает – перед нами классический агатакристиевский детектив. Все знакомые элементы на месте: одна локация, множество колоритных подозреваемых (в исполнении известных актеров, если мы говорим про экранизации), таинственное убийство и гениальный сыщик, намеревающийся это преступление раскрыть.

Но в конце первого акта наши ожидания рушатся: Бенуа Бланк (Дэниел Крейг) подбрасывает монетку, и фильм сменяет жанр. Ведь дальше мы узнаем, как именно убили хозяина дома, и кто в этом виноват. Всё, интрига раскрыта, осталось лишь наблюдать за тем, как Бланк поймает виновного (обязательный элемент почти любого детектива), и тот понесет справедливое наказание. Или все же нет?

Вот тут то и начинается криминальный триллер. Ведь в смерти Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) виноват несчастный случай – его сиделка Марта (Ана де Армас), самый положительный персонаж фильма, перепутала пузырьки с лекарствами из-за самого Тромби, опрокинувшего доску для игры в Го. Эта ситуация ставит все с ног на голову, ведь нам ничего не остается, как переживать за «убийцу» и желать, чтобы Марту не раскрыли. Но мы не знаем, как далеко она готова зайти в этом, что и порождает саспенс. Сам Райан Джонсон назвал эту ситуацию «выбором Уолтера Уайта». Пик саспенса достигается в сцене в прачечной, когда на руках Марты умирает Фрэн, но сиделка все же остается человеком и вызывает скорую, тем самым проигрывая игру Бланку.

После фильм все же возвращается на детективные рельсы, и мы получаем обязательную сцену, где сыщик объясняет перед собравшейся публикой преступление и называет виновного. Но обман определенно удался, хотя некоторые киноманы могли заметить подсказку к трюку с жанрами еще на первых кадрах. Ведь та самая открывающая сцена с особняком Тромби и двумя овчарками – это отсылка к фильму «Сlue») («улика» или «подсказка») 1985 года, пародировавшему классические детективы (также один из полицейских называет дом Харлана «Clue board», имея в виду классическую детективную настольную игру). И да, там тоже убивали хозяина дома.

Всё не то, чем кажется: Часть 2

Подобный трюк Джонсон проворачивает не один раз. Так, мы весь фильм считаем, что Марта перепутала лекарства и тем самым убила Харлана, но на самом деле она вколола нужный раствор. Или что Бланк в конце фильма увидит пятно крови на белых кроссовках сиделки (все же это явное чеховское ружье), но тот замечает его буквально в первую минуту знакомства с Мартой. Ну а сама смерть Харлана становится не такой трагичной, если задуматься вот о чем. Он жил как герой своих собственных произведений, в доме, полном секретов и артефактов из написанных им книг, любил зашифрованные послания (секретный язык для общения со своей дочерью Линдой) и даже умудрился записать собственную смерть от передозировки морфином (включая деталь с подменой пузырьков). Тромби мечтал «закрыть книгу со стилем», и разве не это ли он получил на свой 85-й день рождения? Сбылось и его желание лишить свое семейство всех денег. Именно поэтому портрет Харлана с угрюмого сменяется на улыбающийся в момент, когда героиня Армас преодолевает все препятствия на пути к свободе и наследству.

Обратим внимание и на Бенуа Бланка – нам представляют его как гениального детектива, но на протяжении всего фильма это подвергается сомнению. Ведь Марте, самой обычной девушке, удается с легкостью дурачить детектива, вставляя палки в колеса его расследованию. Да и сам Бланк порой ведет себя нелепо, например, беззаботно поет в машине, пока Марта прямо под его носом пытается избавиться от ключевой улики. Девушка даже позволит себе сказать Бланку, что тот на самом деле не такой уж и детектив. Правда, она в итоге окажется не права.

Схожая ситуация и с героем Криса Эванса. Его Рэнсом, которого с самого начала фильма выставляют полнейшим мудаком, позже предстает не таким уж и плохим, когда соглашается с решением дедушки и помогает героине Армас. Но в итоге выясняется, что это все ложь, и Рэнсом и есть главный злодей. И выбор на эту роль Криса Эванса – прекрасное кастинговое решение. Большинство зрителей знает его как Капитана Америку, поэтому смена образа героя Эванса с отрицательного на положительный не должна создавать диссонанса.

И возвращаясь к самой популярной претензии к фильму, отмечу, что присутствие в нем целой россыпи известных актеров уже не выглядит банальной попыткой привлечь внимание к картине или замаскировать ее недостатки, а обосновано желанием вызвать у зрителя нужную режиссеру ассоциацию. Все остальное – уже бонус.

Чеховские ружья: Пятно крови

Выше я упомянул чеховское ружье в виде пятна крови на кроссовке Марты, но на самом деле это далеко не все, что приготовил для нас Райан Джонсон, отлично освоивший данный драматический принцип. Для начала обозначим ключевые характеристики чеховского ружья: видимость для зрителя (желательно показать объект несколько раз по ходу повествования), релевантность к истории (может быть очевидной с самого начала и наоборот) и скорость выстрела (с момента как мы впервые видим ружье).

И крошечное пятно крови – это самый очевидный вид чеховского ружья. Крупный план и драматичная музыка в момент его первого появления на экране сообщают нам: это важно для истории, так как доказывает причастность Марты к смерти Харлана. И мы ожидаем, что это ружье выстрелит ближе к финалу, ведь речь идет о жанре детектива. Но, когда наступает нужный момент, вместо оглушительного выстрела мы получаем пшик – Бланк с самого начала знал про пятно и даже намекал на это, неоднократно в своей речи делая акцент на слове «foot» (или созвучном ему). Тем самым, Райан Джонсон использует чеховское ружье, чтобы снова обмануть ожидания зрителя.

Чеховские ружья: Бейсбольный мяч

Еще один вариант использования чеховского ружья – это бейсбольный мяч Харлана. Мы неоднократно видим его по ходу повествования, но до самого финала картины не совсем понимаем его отношение к истории. Проследим за цепочкой событий.

Впервые мы замечаем мяч в руках Харлана, сидящего в своем кабинете рядом с ноутбуком, на экране которого демонстрируются доказательства измены Ричарда (Дон Джонсон). Обратите внимание на два больших глаза за спиной писателя, в одном кадре направленных на письмо в его руках, в другом – на сам мяч. Так Джонсон незаметно устанавливает связь между мячом и историей, то есть письмом с информацией об измене Ричарда. Также глаза как бы намекают зрителю, чтобы он следил за мячом.

Затем мы снова видим мяч в кабинете Харлана, но уже после смерти писателя. Ричард пытается найти разоблачающее его письмо, но находит в конверте лишь пустой лист бумаги. Разозлившись, он выбрасывает попавшийся под руку мяч в окно. Выброшенный мяч находит Бланк и кладет в карман. Позже детектив достанет его и начнет подбрасывать в воздух, это заметит одна из собак и обменяет мяч на осколок шпалеры – важную улику, доказывающую, что в комнату Харлана кто-то незаметно проникал. Кстати, обратите внимание, как в этой сцене героиня Армас стоит в обрамлении круга – намек на то, что она и есть та недостающая деталь в расследовании Бланка, заполняющая дырку пончика.

Но на этом путешествие мяча не заканчивается, ведь собака приносит его Линде (Джейми Ли Кёртис), жене Ричарда, которая отнесет мяч на место в кабинет отца. Там она найдет зашифрованное письмо об измене мужа. Круг замкнулся, а в его центре – дымящееся ружье.

Чеховские ружья: «Слон в комнате»

Другое чеховское ружье предстает в виде массивной инсталляции из ножей, часто присутствующей в кадре, но на фоне. До самого финала никто из персонажей ни разу не обратит внимание на этот довольно заметный предмет интерьера, поэтому и зритель не будет знать, какое значение имеют эти ножи для истории.

Начнем со сцен допросов. Райан Джонсон намеренно помещает каждого подозреваемого справа от инсталляции, хотя так и просится кадр, где кто-то сидит ровно напротив всех этих ножей, создавая красивую симметрию. Но мы его получим только в момент, когда Бланк раскроет преступление и, сидя напротив инсталляции, закроет своей головой отверстие в ней (а следом это сделает и Марта) – ту самую дырку пончика, о которой говорил детектив.

Но затем ружье выстрелит еще раз – в момент, когда Рэнсом, по словам его дедушки не способный отличить настоящий нож от бутафорского, выхватит кинжал из инсталляции и ударит в грудь Марты ненастоящим лезвием.

Продолжение во второй части разбора – здесь.

***

Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!