Пожилые люди часто спят днем, и это кажется не только нормальным, но и полезным для здоровья. Но так ли это на самом деле? Недавно американские ученые подтвердили связь между дневным сном и развитием старческого слабоумия, вызванного болезнью Альцгеймера
Считается, что многие пожилые люди спят в дневное время, чтобы компенсировать плохой сон ночью. Однако данные о пользе такого сна противоречивы. Так, есть предположение, что чрезмерный дневной сон может быть фактором риска развития болезни Альцгеймера и связанных с ней когнитивных нарушений.
Чтобы проверить эту гипотезу, ученые из США провели исследование с использованием данных, собранных за длительный (до 14 лет) срок в рамках проекта по изучению возрастных изменений памяти Rush Memory and Aging Project (MAP).
Участники этого проекта – почти полторы тысячи человек в среднем возрасте 81 год – ежегодно в течение двух недель носили на запястье устройство, отслеживающее движения. Все длительные периоды бездействия с 9 утра до 7 вечера интерпретировались как дневной сон. Кроме того, все эти люди ежегодно проходили нейропсихологические тесты для оценки когнитивных функций. К началу исследования три четверти участников не имели умственных расстройств, и лишь у каждого пятого были отмечены нарушения в легкой степени.
Как выяснилось, как продолжительность, так и частота дневного сна положительно коррелируют с возрастом. При этом у людей, чьи умственные способности оставались полноценными на протяжении всего периода наблюдения, ежедневный дневной сон увеличивался в среднем на 11 минут в год (с поправкой на количество и качество ночного сна). Однако у тех, кто демонстрировал когнитивные нарушения, скорость прибавки дневного сна удваивалась, а после диагностирования болезни Альцгеймера – даже утраивалась!
Через шесть лет после начала мониторинга болезнь Альцгеймера была диагностирована примерно у четверти участников. Причем риск развития этой патологии оказался на 40% выше у тех людей, кто изначально спал больше часа в дневное время. Получается замкнутый круг: чрезмерный дневной сон увеличивает риск развития болезни Альцгеймера, а появление клинических проявлений этой патологии, в свою очередь, увеличивает длительность дневного сна.
По мнению ученых, наблюдаемая картина изменения режима сна и прогрессирующей деменции может быть результатом действия общих патофизиологических механизмов. Одним из них может быть потеря нейронов, стимулирующих бодрствование.
Конечно, как признают сами ученые, в этой работе имеются методологические недочеты. Во-первых, хотя мониторинг движения широко используется в исследованиях сна, это не самый точный способ оценки. Во-вторых, пока непонятно, правомочны ли сделанные выводы для людей более молодого возраста. Наконец, неизвестно, может ли ограничение дневного сна уменьшить риск наступления старческого слабоумия. Чтобы ответить на все эти вопросы, нужны дальнейшие исследования.
Фото: https://pixabay.com