Найти тему
История транспорта

Как Михаил Горбачев и Гельмут Коль в Ставрополь летали

Давным-давно я рассказывал на Авиафоруме как совершенно случайно пересёкся с Михаилом Сергеевичем Горбачевым в должности президента СССР и его женой Раисой Максимовной. Дело было в воскресенье, 15 июля 1990 года. Жаркий солнечный день. По какой-то надобности я утром был в нашем аэропорту и обратил внимание, что в это время в аэропорту летал touch and go Ту-134А СЛО. Понаблюдал я за ним, да и уехал. Во второй половине дня, примерно в 14 часов на домом раздался непривычный гул неизвестного мне самолёта. Поскольку вырос я в районе аэропорта, то по звуку давно мог отличить, например, Ту-154 от Ту-134. А тут что-то громкое и низкое. Выскочив на балкон, я увидел только силуэт четырёхдвигательного реактивного самолета, напоминавший Ил-86, скрывшийся из поля зрения за деревьями. Ил-86 до того у нас никогда не садились, что было поводом тут же взять спортивный велик и двинуть на нём в аэропорт. При подъезде к аэропорту стали обнаруживаться патрульные машины ГАИ на каждом перекрестке автодороги. И на финальном повороте в аэропорт тоже стоял ГАИ-шный "Жигуль", откуда милиционеры вопросительно покосились на меня. Я был в спортивной майке, спортивных шортах и кедах, с собой решительно ничего. Я подумал, что меня сейчас завернут обратно и на всякий случай поинтересовался: "Можно дальше ехать?". Один из милиционеров молча кивнул головой и я погнал в аэропорт.
В аэропорту царила суета, ходили дяди в костюмах и с суровыми лицами, а ворота на перрон, обычно всегда наглухо закрытые, были распахнуты настежь. Я бросил велик недалеко от входа в терминал (вот просто бросил, ни о чем не беспокоясь, были же времена!) и пошёл на смотровой балкон.
С балкона мне предстала картина пустого перрона. Обычно, как минимум, 4-5 Ан-24 и Як-40 всегда стояли на стоянках, а тут всего один, недалеко от пожарки, не на стоянках для Ту-154/134, а на стоянке для Як-40. Тот самый, который я видел в воздухе полчаса назад. И какой! А вот именно этот:

Боинг 707-307С Люфтваффе 10+04. Фото: Эд Грёнедийк airliners.net.
Боинг 707-307С Люфтваффе 10+04. Фото: Эд Грёнедийк airliners.net.

Номер (10+04) я запомнил так как уже тогда увлекался номерками.
Кроме него на лётном поле стоял трап СПТ-104, покрытый красной ковровой дорожкой, которая тянулась от него по земле.
По правую сторону (если смотреть со стороны трапа) тоненькой веревкой был расчерчен квадрат, внутри которого ровными шеренгами стояли пионеры в белых рубашках и с галстуками. На перроне шушукались, что в город прилетает Горбачев с тогдашним канцлером ФРГ Гельмутом Колем. А на люфваффовском 707 прилетели журналисты.
Примерно минут через двадцать в небе появился другой самолёт - Ил-62М. Тут я совсем обнаглел (20 лет всего), спустился с балкона и почапал через открытые ворота на лётное поле. У ворот стояли дяди в штатском и тоже смерили меня вопросительными взглядами. Как и в случае с ГАИ-шниками, я попросил разрешения пройти на лётное поле. Ответом мне было молчаливое согласие (или кивок, я уже не помню).
И вот, я, в спортивном прикиде, шесть футов ростом, пошёл в квадрат с пионерами. Там организаторы мне показали, чтобы я встал в самом последнем ряду. Да я и не стремился в первые ряды.

Меж тем Ил-62 пристроился в глиссаду и уже подходил к ВПП. Надо заметить, что наш аэропорт в те времена не принимал ни Ил-62, ни, тем более, Боинги-707. Это было первым моим авиационным удивлением.
Вторым удивлением было то, что по пролету торца ВПП, ещё в воздухе, Ил-62М переложил створки реверса. О том, что так можно было, я узнал лишь году в 2001-м на форуме avia.ru.

Третьим удивлением было следующее. До этого я видел, как самолёт заруливал на стоянку и к нему подавали трап. Но ни разу до этого не видел, чтобы самолет подавали к стоящему трапу. Да так филигранно, сантиметр-в-сантиметр.
Потом последовала торжественная встреча, Горбачев, его супруга и Коль спустились по трапу, выслушали гимны, откушали южные хлеб-соль и стали жать руки встречающим, в том числе и пионерам. Тут я полез в первые ряды, где мне удалось пожать руки обоим лидерам. Ладонь Коля было большая, крепкая, как лопата. Ладонь Горбачева - напротив, небольшая, мягкая и влажная, как кисель.
Фото вечера этого дня в Архызе (КЧР тогда ещё входила в состав Ставропольского края):

Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев и федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль. Архыз, вечер 15 июня 1990 года. Источник фото: https://ru.krymr.com/a/27585413.html.
Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев и федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль. Архыз, вечер 15 июня 1990 года. Источник фото: https://ru.krymr.com/a/27585413.html.

Вот такие впечатления остались. С высоты прошедших лет уровень безопасности при обслуживании первых лиц зашкаливающе мягкий. Сейчас такое и представить себе невозможно.

Да, ещё. За три с лишним десятка лет, прошедших с этой встречи, мне пока не попалось ни одного кино-фотоматериала об этой встрече в аэропорту. А снимали там многие. Полцарства тому, кто отыщет или поможет отыскать фото или видео от 15.07.1990 в аэропорту города Ставрополя с пионерами и долговязым "спортсменом" в дальних рядах.

Спасибо за внимание!

#СССР #горбачев #президент ссср #гельмут коль #боинг 707