Найти в Дзене
Артфавиль

"Клей и смола - всему голова!" Художник Такесада Мацутани. Группа Гутай

Источник: https://www.tate.org.uk/visit/tate-modern/display/performer-and-participant/gutai
Источник: https://www.tate.org.uk/visit/tate-modern/display/performer-and-participant/gutai

Перед тем, как начать описывать особенности творчества известного японского художника Мацутани, стоит рассказать о художественной группе, в которой он состоял.

"Гутай Биджутсу КоуКаи" или же просто "Гу-тай" (буквально "Точность"/"Тело") - это одна из первых ассоциаций художников, возникших в ранней послевоенной Японии.

Основанный в 1954 году абстракционистом Дзиро Ёсихарой, союз из 28 мастеров, поставил перед собой цель найти новые способы выражения искусства, стараясь наиболее тонко передать взаимодействия тела, духа и материала.

Для этого они решили отказаться от всех традиционных средств выразительности и стали воплощать идеи "непосредственно через себя", обозначив собственные тела как инструмент.

Как пример, "мастер перфомансов", Сабуро Мураками в начале собственного творческого пути прыгал через натянутые бумажные экраны и тем самым разрывал их. Так он выражал протест против всех классических направлений и методов.

Источник: https://www.axel-vervoordt.com/gallery/artists/saburo-murakami
Источник: https://www.axel-vervoordt.com/gallery/artists/saburo-murakami

Художница Ацуко Танака же надевала на себя тяжёлые и неповоротливые конструкции, полностью состоящие из многочисленных зажжённых лампочек и колокольчиков, и расхаживала в них по галереям. Тем самым она пыталась переосмыслить значение моды; осознать ограничения, которые накладывает на человека стремление к условной "красоте".

Источник: https://www.widewalls.ch/magazine/the-gutai-group
Источник: https://www.widewalls.ch/magazine/the-gutai-group
"Электрическое платье". Сама художница говорила, что в нём чувствует себя будто бы смертником, что сидит на электрическом стуле.
"Электрическое платье". Сама художница говорила, что в нём чувствует себя будто бы смертником, что сидит на электрическом стуле.

Или, к слову, был такой "художник сложной грязи", Кадзуо Сирага - человек, что создавал свои работы, ложась в гравий, глину, штукатурку, ветки (т.е в обозначенную им "сложную грязь") или подвешивая себя над холстом и рисуя пальцами ног...

Источник: https://www.mnuchingallery.com/artists/kazuo-shiraga
Источник: https://www.mnuchingallery.com/artists/kazuo-shiraga

Вот они, знаменитые японские забавы!

Вообще, гутаисты стремились к полной оригинальности самовыражения.

Главное для данной художественной группы - это то, как и с каким смыслом была создана какая-либо работа. Они считали, что процесс важнее результата, и отчаянно гнались за вдохновением. Более того, их основной лозунг был: "Не ограничивай себя! Ни в методах, ни в мечтах, ни в мыслях".

Представители данного направления, как не трудно догадаться, придерживались идей абстрактного и концептуального искусства. Однако при всём при этом наибольшее жанровое сходство у них прослеживается с экспрессионистами и дадаистами.

Ведь "художники-гутай", как и те же дадаисты, зародились под влиянием войны и обладали аналогичным радикально-провокационным характером. Даже направленность творчества и способы его осуществления у них отчасти схожи.

Что до экспрессионистов, то "мастера, слушающие материю и говорящие с ней" (гутаисты) любили отражать в своих работах в том числе злободневные общественные проблемы и социальную драму. Они достигли больших успехов в игре на контрастах.

Основоположники описываемого течения (Дзиро Ёсихара и Сёдзо Симамото) плотно сотрудничали с легендарным Джексоном Поллоком и итальянским новатором Лучо Фонтана, - у них даже были совместные выставки по всему миру.

Джексон Поллок "Сближение" (1952)
Джексон Поллок "Сближение" (1952)
Лучо Фонтана "Пространственная концепция. Ожидание" (Жёлтый-7; 1962)
Лучо Фонтана "Пространственная концепция. Ожидание" (Жёлтый-7; 1962)

Стоит отметить, что Фонтана, радикальным способом преобразивший образ картины, послужил источником вдохновения для, вероятно, ярчайшего на данный момент представителя ассоциации "Гутай Биджутсу КоуКаи", - художника по имени Такесада Мацутани.

Всю свою жизнь описываемый японский мастер творит, следуя принципу: "Делай то, что до тебя никто никогда не делал!"

И в этом он добился больших успехов: его работы очень востребованы, а карьера долговечна и плодовита.

Главные материалы Мацутани - жидкий виниловый клей и эпоксидная смола. Их он, как правило, разливает по поверхности холста и, пока они ещё аморфные, начинает направлять их в нужные ему стороны и формировать рельефы. Для этого процесса художник использует многочисленные вентиляторы и трубочки, применяемые для выдувания воздуха.

Источник: https://www.takesadamatsutani.com/
Источник: https://www.takesadamatsutani.com/

При этом клей по своей природе довольно водянист, из-за чего закрепить его в определённом положении почти что невозможно.

Японскому новатору, однако, это и не требуется. Его работы полны принципов дзена и синтоизма, так что он охотно принимает естественные изменения и метаморфозы.

Амбивалентность, "двойное дно", комбинирование пространств, стремление передать бессознательное, восхищение природой (в особенности микро-миром), лаконичность действий и выражения, - вот на чём строится творчество Такесады Мацутани.

Источник: https://www.takesadamatsutani.com/
Источник: https://www.takesadamatsutani.com/

Безусловно, и него, и у группы "Гутай" существует огромное число негативно настроенных критиков.

"А как иначе?, - шутит художник, - искусство не является собой, если о нём не говорят. Пускай его критикуют, хвалят, о нём кричат или из-за него плачут, - таким образом и достигается резонанс. А хорошее оно или плохое - кому решать? Мне? Современным зрителям? Нет. Всё рассудит история."

"По утрам"
"По утрам"

-------------------------------------------------------------------------------------------------

#искусство #творчество #художники #оригинальность #японская культура #ассоциация #картины #артфавиль

Спасибо за внимание!