Перед тем, как начать описывать особенности творчества известного японского художника Мацутани, стоит рассказать о художественной группе, в которой он состоял.
"Гутай Биджутсу КоуКаи" или же просто "Гу-тай" (буквально "Точность"/"Тело") - это одна из первых ассоциаций художников, возникших в ранней послевоенной Японии.
Основанный в 1954 году абстракционистом Дзиро Ёсихарой, союз из 28 мастеров, поставил перед собой цель найти новые способы выражения искусства, стараясь наиболее тонко передать взаимодействия тела, духа и материала.
Для этого они решили отказаться от всех традиционных средств выразительности и стали воплощать идеи "непосредственно через себя", обозначив собственные тела как инструмент.
Как пример, "мастер перфомансов", Сабуро Мураками в начале собственного творческого пути прыгал через натянутые бумажные экраны и тем самым разрывал их. Так он выражал протест против всех классических направлений и методов.
Художница Ацуко Танака же надевала на себя тяжёлые и неповоротливые конструкции, полностью состоящие из многочисленных зажжённых лампочек и колокольчиков, и расхаживала в них по галереям. Тем самым она пыталась переосмыслить значение моды; осознать ограничения, которые накладывает на человека стремление к условной "красоте".
Или, к слову, был такой "художник сложной грязи", Кадзуо Сирага - человек, что создавал свои работы, ложась в гравий, глину, штукатурку, ветки (т.е в обозначенную им "сложную грязь") или подвешивая себя над холстом и рисуя пальцами ног...
Вот они, знаменитые японские забавы!
Вообще, гутаисты стремились к полной оригинальности самовыражения.
Главное для данной художественной группы - это то, как и с каким смыслом была создана какая-либо работа. Они считали, что процесс важнее результата, и отчаянно гнались за вдохновением. Более того, их основной лозунг был: "Не ограничивай себя! Ни в методах, ни в мечтах, ни в мыслях".
Представители данного направления, как не трудно догадаться, придерживались идей абстрактного и концептуального искусства. Однако при всём при этом наибольшее жанровое сходство у них прослеживается с экспрессионистами и дадаистами.
Ведь "художники-гутай", как и те же дадаисты, зародились под влиянием войны и обладали аналогичным радикально-провокационным характером. Даже направленность творчества и способы его осуществления у них отчасти схожи.
Что до экспрессионистов, то "мастера, слушающие материю и говорящие с ней" (гутаисты) любили отражать в своих работах в том числе злободневные общественные проблемы и социальную драму. Они достигли больших успехов в игре на контрастах.
Основоположники описываемого течения (Дзиро Ёсихара и Сёдзо Симамото) плотно сотрудничали с легендарным Джексоном Поллоком и итальянским новатором Лучо Фонтана, - у них даже были совместные выставки по всему миру.
Стоит отметить, что Фонтана, радикальным способом преобразивший образ картины, послужил источником вдохновения для, вероятно, ярчайшего на данный момент представителя ассоциации "Гутай Биджутсу КоуКаи", - художника по имени Такесада Мацутани.
Всю свою жизнь описываемый японский мастер творит, следуя принципу: "Делай то, что до тебя никто никогда не делал!"
И в этом он добился больших успехов: его работы очень востребованы, а карьера долговечна и плодовита.
Главные материалы Мацутани - жидкий виниловый клей и эпоксидная смола. Их он, как правило, разливает по поверхности холста и, пока они ещё аморфные, начинает направлять их в нужные ему стороны и формировать рельефы. Для этого процесса художник использует многочисленные вентиляторы и трубочки, применяемые для выдувания воздуха.
При этом клей по своей природе довольно водянист, из-за чего закрепить его в определённом положении почти что невозможно.
Японскому новатору, однако, это и не требуется. Его работы полны принципов дзена и синтоизма, так что он охотно принимает естественные изменения и метаморфозы.
Амбивалентность, "двойное дно", комбинирование пространств, стремление передать бессознательное, восхищение природой (в особенности микро-миром), лаконичность действий и выражения, - вот на чём строится творчество Такесады Мацутани.
Безусловно, и него, и у группы "Гутай" существует огромное число негативно настроенных критиков.
"А как иначе?, - шутит художник, - искусство не является собой, если о нём не говорят. Пускай его критикуют, хвалят, о нём кричат или из-за него плачут, - таким образом и достигается резонанс. А хорошее оно или плохое - кому решать? Мне? Современным зрителям? Нет. Всё рассудит история."
-------------------------------------------------------------------------------------------------
#искусство #творчество #художники #оригинальность #японская культура #ассоциация #картины #артфавиль