Конечно, старинные, исторические, намоленные места всегда привлекают, но Донской необычен еще и тем, что он стал пристанищем для горельефов, бережно снятых со старого храма Христа-Спасителя перед тем, как его взорвать, и все эти годы – с того самого страшного 1931 года и по сей день - их можно очень близко рассмотреть, потому что укреплены они на монастырской стене внутри монастыря невысоко от земли, к ним можно подойти совсем близко, даже при желании потрогать пальцем.
Выставка
Мы ходили на них смотреть еще в моем детстве, и меня всегда удивляло, почему же именно здесь их – с глаз долой! – фактически спрятали, но потом я узнала, что в 1934 году монастырь – а действующим он перестал быть еще в 1918м – был передан Музею архитектуры, и всеми правдами и неправдами здесь укрывали детали и фрагменты многих сносимых в Москве зданий и сооружений – помимо упомянутых горельефов, сюда привезли детали Сухаревой башни, а затем и фрагменты разобранной Триумфальной арки.
Справка:
Триумфальная арка была воздвигнута в честь победы над Наполеоном в 1829-34 годах по проекту архитектора Бове на площади Тверской заставы, неподалеку от нынешнего Белорусского вокзала, однако в 1936 году, в связи с реконструкцией улицы Горького, она была разобрана. Та, что стоит сейчас на Кутузовском проспекте, ее копия. Об этом я писала:
Копиями же горельефов украсили и возрожденный храм Христа-Спасителя – великий скульптор Зураб Церетели, без которого и здесь дело не обошлось, посчитал, что бронзовые горельефы будут лучше смотреться, и московское правительство эту идею одобрило. Думаю, что это был неплохой способ всем заработать.
При этом нашли такое оправдание, что мраморные изваяния не выдержат московской экологии – об этом, во всяком случае, я читала.
Как бы то ни было, чудесные горельефы середины 19 века до сих пор прекрасно себя чувствуют в стенах Донского монастыря, и у нас есть возможность их как следует рассмотреть.
Сюжеты для скульптур на храм выбирал Митрополит Филарет еще в 40х годах 19 века.
Девора – героиня библейской книги судей – стала вдохновительницей и руководительницей войны против царя Явина, правившего в Хацоре. Скульптор А.В. Логановский, мрамор.
Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар в 1380 году. Изображены слева направо: монахи-воины Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы Боброк Волынский, Владимир Серпуховской. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.
Мариам – библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.
Встреча Давида, победившего Голиафа (библейский сюжет). Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.
Воин Георгий. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.
Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями (библейский сюжет). Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.
Крепость
Если же говорить об истории собственно Донского монастыря, то он не самый старший брат в семье московских монастырей. Был основан в конце 16 века на том месте, где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы в канун битвы с войском хана Казы-Гирея, пришедшим покорять Москву.
После того, как татар погнали, – кстати говоря, больше они сюда не рисковали являться - на этом месте был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, который теперь называется Малым собором и в честь которого монастырь и назвали.
А поскольку монастыри раньше играли большую роль в обороне городов, то Донской оказался здесь более чем уместен, заняв место между Даниловым и Новодевичьим в оборонительном кольце Москвы.
Некрополь
Надгробные плиты и памятники здесь настолько старые, что воспринимаются не как символы печальных событий и ритуальных услуг, а исключительно как произведения искусства, предметы старины и исторические символы.
В самом деле, фамилии, указанные на них, уже давно стали частью нашей истории – Лопухины, Оболенские, Зубовы, здесь же упокоились и Василий Львович Пушкин, Владимир Одоевский, Петр Чаадаев, художник В. Перов, Н. Жуковский, чье имя носит военно-воздушная академия, многие другие.
Но, повторюсь, из-за крайней древности захоронений, не возникает ощущения кладбища – никаких новых могил или скорбных процессий здесь давно уже нет. Последним здесь в 2008 году был захоронен А. Солженицын.
Погуляв по монастырю, можно зайти в лавку и трапезную. Она довольно скромно украшена, но старые кирпичные выбеленные своды все же производят впечатление.
На подоконнике дремлет местный кот, напоминающий задрипанную кроличью шапку.
Не знаю, насколько я была убедительна в своей попытке завлечь вас в Донской, но я уверена, что съездить сюда хоть раз обязательно нужно, он – важная часть богатой истории города, да и ехать удобно – 10 минут пешком или пару остановок на любом трамвае от метро Шаболовская.
Подробнее монастырь можно рассмотреть здесь:
#москва рт #донской монастырь