Найти тему

Донской монастырь: три в одном. Чем же так примечательно это место?

Оглавление

Конечно, старинные, исторические, намоленные места всегда привлекают, но Донской необычен еще и тем, что он стал пристанищем для горельефов, бережно снятых со старого храма Христа-Спасителя перед тем, как его взорвать, и все эти годы – с того самого страшного 1931 года и по сей день - их можно очень близко рассмотреть, потому что укреплены они на монастырской стене внутри монастыря невысоко от земли, к ним можно подойти совсем близко, даже при желании потрогать пальцем.

Выставка

Мы ходили на них смотреть еще в моем детстве, и меня всегда удивляло, почему же именно здесь их – с глаз долой! – фактически спрятали, но потом я узнала, что в 1934 году монастырь – а действующим он перестал быть еще в 1918м – был передан Музею архитектуры, и всеми правдами и неправдами здесь укрывали детали и фрагменты многих сносимых в Москве зданий и сооружений – помимо упомянутых горельефов, сюда привезли детали Сухаревой башни, а затем и фрагменты разобранной Триумфальной арки.

Справка:

Триумфальная арка была воздвигнута в честь победы над Наполеоном в 1829-34 годах по проекту архитектора Бове на площади Тверской заставы, неподалеку от нынешнего Белорусского вокзала, однако в 1936 году, в связи с реконструкцией улицы Горького, она была разобрана. Та, что стоит сейчас на Кутузовском проспекте, ее копия. Об этом я писала:

Копиями же горельефов украсили и возрожденный храм Христа-Спасителя – великий скульптор Зураб Церетели, без которого и здесь дело не обошлось, посчитал, что бронзовые горельефы будут лучше смотреться, и московское правительство эту идею одобрило. Думаю, что это был неплохой способ всем заработать.

При этом нашли такое оправдание, что мраморные изваяния не выдержат московской экологии – об этом, во всяком случае, я читала.

Как бы то ни было, чудесные горельефы середины 19 века до сих пор прекрасно себя чувствуют в стенах Донского монастыря, и у нас есть возможность их как следует рассмотреть.

Сюжеты для скульптур на храм выбирал Митрополит Филарет еще в 40х годах 19 века.

Фото автора
Фото автора

Девора – героиня библейской книги судей – стала вдохновительницей и руководительницей войны против царя Явина, правившего в Хацоре. Скульптор А.В. Логановский, мрамор.

Фото автора
Фото автора

Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар в 1380 году. Изображены слева направо: монахи-воины Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы Боброк Волынский, Владимир Серпуховской. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.

Фото автора
Фото автора

Мариам – библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.

Фото автора
Фото автора

Встреча Давида, победившего Голиафа (библейский сюжет). Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.

Фото автора
Фото автора

Воин Георгий. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.

Фото автора
Фото автора

Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями (библейский сюжет). Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг., мрамор.

Крепость

Если же говорить об истории собственно Донского монастыря, то он не самый старший брат в семье московских монастырей. Был основан в конце 16 века на том месте, где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы в канун битвы с войском хана Казы-Гирея, пришедшим покорять Москву.

После того, как татар погнали, – кстати говоря, больше они сюда не рисковали являться - на этом месте был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, который теперь называется Малым собором и в честь которого монастырь и назвали.

Малый собор. Фото автора
Малый собор. Фото автора

А поскольку монастыри раньше играли большую роль в обороне городов, то Донской оказался здесь более чем уместен, заняв место между Даниловым и Новодевичьим в оборонительном кольце Москвы.

Некрополь

Надгробные плиты и памятники здесь настолько старые, что воспринимаются не как символы печальных событий и ритуальных услуг, а исключительно как произведения искусства, предметы старины и исторические символы.

Фото автора
Фото автора

В самом деле, фамилии, указанные на них, уже давно стали частью нашей истории – Лопухины, Оболенские, Зубовы, здесь же упокоились и Василий Львович Пушкин, Владимир Одоевский, Петр Чаадаев, художник В. Перов, Н. Жуковский, чье имя носит военно-воздушная академия, многие другие.

Но, повторюсь, из-за крайней древности захоронений, не возникает ощущения кладбища – никаких новых могил или скорбных процессий здесь давно уже нет. Последним здесь в 2008 году был захоронен А. Солженицын.

Погуляв по монастырю, можно зайти в лавку и трапезную. Она довольно скромно украшена, но старые кирпичные выбеленные своды все же производят впечатление.

Фото автора
Фото автора

На подоконнике дремлет местный кот, напоминающий задрипанную кроличью шапку.

Фото автора
Фото автора

Не знаю, насколько я была убедительна в своей попытке завлечь вас в Донской, но я уверена, что съездить сюда хоть раз обязательно нужно, он – важная часть богатой истории города, да и ехать удобно – 10 минут пешком или пару остановок на любом трамвае от метро Шаболовская.

Подробнее монастырь можно рассмотреть здесь:

#москва рт #донской монастырь