Решение Арбитражного суда Приморского края от 9 декабря 2021 г. по делу № А51-7871/2021
Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа об очистке территории водоохранной зоны от отходов производства и потребления.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества.
Фабула дела:
Административным органом выдано предписание, согласно которому Обществу необходимо устранить с территории водоохранной зоны водного объекта отходы производства и потребления.
Административным органом проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания, в результате которой выяснилось, что предписание по устранению отходов Обществом не исполнено.
Административным органом проведена повторная проверка и выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в суд.
Общество ссылается на незаконность проведения проверки вследствие следующих оснований:
- Административный орган провел проверку за пределами установленного срока;
- Административный орган руководствовался Административным регламентом, который утратил законную силу.
Правовое обоснование:
1.В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2.Согласно пункту 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
3.Изучив материалы дела, суд установил, что для проведения внеплановой выездной проверки Административный орган направил заявление о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении Общества по исполнению ранее выданного предписания. Прокуратурой в проведении проверки было отказано, в связи с чем предписание было снято с контроля Административного органа до окончания ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438) распространялось на мероприятия по контролю, проводимые в отношении юридических лиц в 2020 году, срок действия указанного Постановления истек 31 декабря 2020 г.
5.Как следует из материалов дела и пояснений Административного органа, внеплановая выездная проверка Общества проведена в марте-апреле 2020 года с учетом общего объёма отложенных на 2021 год объёма проверок, а также после истечения действия Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438.
Таким образом, в действиях Административного органа отсутствует нарушение, связанное с нарушением сроков проведения проверки.
6.Общество указало, что в ходе проверки Административный орган руководствовался Административным регламентом, утратившим силу, что свидетельствует о незаконной проведенной проверки.
Однако данный довод суд не принял, поскольку при проведении выездной внеплановой проверки в отношении Общества применялся Административный регламент, который на момент проведения проверки являлся действующим, но позднее утратил силу. Взамен утратившему силу регламента в действие вступил новый Административный регламент. В этой связи суд не считает наличие грубого нарушения законодательства, которые привели к недействительности результатов внеплановой выездной проверки в отношении Общества.
Таким образом, предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды соответствует положениям действующего законодательства.
Резюме суда:
Административный орган вправе переносить сроки проверок, если это не противоречит нормам действующего законодательства и не является нарушением прав и законных интересов проверяемого лица.
При этом, в указанном случае, перенос срока проведения проверки правомерен вследствие введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и наличия нормативного правового акта, регламентирующего данную процедуру.