Найти тему
Работа над собой

«Нас спасёт только этический дух». Лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер о будущих задачах человечества

Альберт Швейцер
Альберт Швейцер

В 1952 году Альберт Швейцер получил Нобелевскую премию мира за «миссионерскую деятельность». 52 года он спасал жизни в Африке с помощью врачебной деятельности, к тому же был теологом, философом, музыковедом и в целом эрудитом.

На церемонии вручения премии он произнёс речь о мире, в которой в центр внимания поставил странный феномен — этический дух. Его мы сегодня и обсудим.

Этический дух

Получая премию мира, Альберт Швейцер, собственно, рассуждал «О проблеме мира в современном мире». О том, как сделать так, чтобы на земле воцарилась эпоха без войн и конфликтов, эпоха вечного мира. А. Швейцер упоминает Эразма Роттердамского, которого исследователи обошли стороной, Иммануила Канта, который предполагал, что верховенство права будет способно привести к «вечному миру». Однако Швейцер критикует Канта, даже наблюдая формирующиеся организации Лиги наций и ООН. Он не верит в юридическую силу, он верит в силу определенного сознания человечества:

Но ни одной из этих организаций не под силу оказалось обеспечить состояние прочного мира. Все их усилия были напрасными потому, что прилагались в мире, где отсутствовало устремленное на достижении мира сознание. Как юридические институты они не могли породить такое сознание. Сделать это в состоянии лишь этический дух.

Что это за такой этический дух, который выше юридических организаций и институтов? Альберт Швейцер имеет в виду его, как основу любых нравственных и гуманистических импульсов и актов.

Нельзя недооценивать его силу. Ведь он представляет собой фактор, действующий на протяжении всей истории человечества. Он творит гуманистические убеждения — источник любого совершенствования форм бытия человека.

Та самая «человечность», Когда говорят «будь ты человеком», то взывают к хотя бы толике этического духа, в котором находятся понимание участие, сопереживание, благосклонность и т.д. Откуда просвечивает сама совесть.

Альберт Швейцер продолжает:

Этот дух жив. Жизнь его подспудна. Но он преодолел трудности существования без отвечающего его этической сути и научно обоснованного познания мира. Ему открылось, что он должен искать обоснование для себя в самой сущности человека.

Да, эта сила скрыта, не так проявлена, как, скажем, дикое насилие, телесная боль и лишения, как материальные блага. Однако этический дух обладает мягкой силой, ибо исходит из самой сущности человека, из его основания, которое является универсальным для каждого человека.

Древние стоики полагались как раз на этот этический дух, он задавал им основу и стержень. Героизм людей тесно связан с этим этическим духом, так он является последним рубежом правды.

Что делать?

Итак, Альберт Швейцер делает ставку на этический дух. Но что делать, чтобы этот дух обрел настоящую силу в сознании людей? Лауреат призывает к возвращению к пониманию человека как целостного существа, существа с глубиной, смыслом и основанием.

Мы вновь осмеливаемся апеллировать к человеку в целом, то есть и к его мышлению, и к его чувствам, приучая его познавать самого себя и быть верным самому себе. Мы хотим вернуть ему доверие к его собственной сущности.

Но какие условия необходимы для начала перехода к сильному этическому духу? Альберт Швейцер видит выход в «возрождении» в себе универсальных принципов, «убеждений».

Если в человеке вновь возродятся гуманистические убеждения, которые естественным образом станут позитивными идеалами всего народа.

Актом же «возрождения» этического духа является внутренняя работа над собой. При этом не только на уровне отдельных личностей и групп, но и на уровне культуры:

Если этический дух окрепнет настолько, что сможет увести нас от наносной внешней культуры назад к опирающейся на гуманистические убеждения внутренней культуре...

Только когда подобная внутренняя работа над собой станет элементом культуры, «культуры себя», как называл её Мишель Фуко, тогда возможен будет сдвиг в сторону всечеловеческого «совершеннолетия» (Кант).

Невозможное возможно?

Способны ли мы прийти к человечеству с укрепленным этическим духом, в котором ценность мира является неотъемлемой и фундаментальной? Пускай и в перспективе десятилетий, может даже столетий? В любом случае, это, может, и долгий путь, путь не яркий, быстрый и поверхностный, но путь, искореняющий фундаментальную причину, а не симптомы. Это путь излечения народов и человечества.

Таким образом, работа над собой становится фундаментальным принципом существования человека, ведь именно в правильной работе над собой и раскрывается этический дух. Это всенепременное, неотъемлемое следствие органичной работы над собой.

Источник речи А. Швейцера: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Schweitzer/Prob_Mir.php