Друзья, сегодня я предлагаю вам прогуляться по самым туристическим местам Васильевского острова, и начнем мы, конечно же, у станции метро “Василеостровская”.
Внимание: это первая часть прогулки. Посмотреть маршрут на карте полностью можно внизу этой статьи. Там же вы найдете полное видео этой прогулки, если вы предпочитаете формат видео.
Сразу же после выхода из метро вы наверняка заметите довольно необычное здание на другой стороне Среднего проспекта Васильевского острова. Это здание Макдоналдса, второй их ресторан, который был открыт в Санкт-Петербурге. Первый был у станции метро «Петроградская». На сегодняшний день (19 марта 2022 года) работает только один ресторан «Макдоналдс» в Санкт-Петербурге — тот, что находится на Московском вокзале (возможно, скоро закроется и он).
Напротив входа в метро есть необычный памятник конке. К сожалению, сейчас он находится на реставрации, даже кони у нас в таком импровизированном укрытии, но коней мы с вами сегодня, я надеюсь, еще увидим, при том живых. А так раньше здесь была упряжка и небольшой вагончик за ней. Такой транспорт начал ходить в Санкт-Петербурге в 1863 году, и первый маршрут начинался как раз на этом месте, с 6-й линии Васильевского острова.
Все вы знаете, что основатель Санкт-Петербурга Петр Первый был большим поклонником всего западного, и планировал создать на берегах Невы копию Амстердама. Петр Великий распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных каналов должны были называться перспективами. Перспективы сейчас это Большой, Средний и Малый проспекты Васильевского острова. А проезды по поперечным каналам назывались линиями.
Линиями в петровские времена назывались проезды, которые застраивались только с одной стороны. В итоге же, каналы-линии прорыли только до 13-й линии, да и то не везде и не на всю длину, а продольные каналы-перспективы даже не начинали рыть. Дело в том, что первый генерал-губернатор Петербурга Меншиков не поддерживал идею каналов и всячески ее саботировал. По его приказу каналы делались намного уже, чем в Амстердаме, чтобы две лодки не могли в них разойтись. Обратите внимание на ширину улицы даже сейчас.
Если представить, что тротуары справа и слева должны были оставаться, то канал должен был быть на месте деревьев и прохода посередине, не очень много места остаётся, не правда ли? В результате каналы быстро зарастали, а жители сбрасывали в них отходы и нечистоты. Уже во время правления Екатерины Второй было принято решение засыпать каналы, но названия улиц — линии — решили сохранить.
И вот мы с вами подошли к памятнику Василию. Я уже рассказывал вам об этом человеке, когда мы с вами гуляли в районе станции метро “Чернышевская”. Василию Корчмину принадлежал участок, на котором впоследствии был построен доходный дом Бутурлиной. Сам же Василий служил главным военным инженером, проектировал артиллерию, пушки, другие вооружения. Он был участником многих петровских баталий и одним из его главных сподвижников. По одной из легенд именно по имени Василия начали называть остров, на котором мы сейчас с вами находимся. Дело в том, что Петр Первый, когда отправлял какие-то сообщения Корчмину, адресовал их как «Василию на острову». Видео с прогулки я также приложил ниже после этой статьи.
На пересечении Большого проспекта В. О. и 6 линии находится Андреевский собор.
По некоторым данным, первая деревянная церковь на этом месте была спроектирована самим Трезини, который вообще оставил после себя огромное наследие в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что собор не самый крупный, он пользовался популярностью у царской семьи и многих видных деятелей того времени. Например, Ломоносов именно здесь принимал присягу в качестве профессора Академии наук.
Ну а мы с вами двигаемся дальше. На другой стороне Большого проспекта нас ждёт здание бывшего Андреевского рынка.
Первый рынок появился здесь еще в 20-е годы XVIII века, сразу же после основания Санкт-Петербурга. Этот район мне очень дорог, так как именно здесь прошли мои студенческие годы: я снимал комнату в коммуналке за Андреевским рынком в начале нулевых и тысячи раз ходил мимо всех этих зданий.
Вот, например, напротив, мы видим аптеку Пеля. Можно было бы много рассказывать только об этой семье аптекарей и судьбе их бизнеса в Санкт-Петербурге, но мне это здание больше всего запомнилось сильным пожаром в феврале 2005 года. Я тогда работал грузчиком в Пятерочке на углу Среднего проспекта и 9-й линии. Когда я возвращался с работы, я увидел, что мансарда уже охвачена языками пламени. Я вызвал пожарных, но, скорее всего, сигнал поступил ещё до меня. К счастью, с пожаром удалось справиться и здание сильно не пострадало. Не помню, чем потом объяснили возгорание, но там вроде какая-то была криминальная история, кто-то хотел получить верхние этажи под пент-хаусы, место-то тут соответствующее. Но списали, скорее всего, на старую проводку, которая, конечно, тоже могла стать причиной пожара.
Ну а мы с вами поворачиваем на Бугский переулок. По иронии судьбы, я родился на берегах Южного Буга, и, даже попав в Северную столицу, Буг меня не отпускал. В этом здании на третьем этаже, в квартире номер 30 я снимал когда-то комнату. Кстати, я тут заглянул на Андреевский рынок, там сейчас шикарный фуд-корт организовали, обязательно посетите его, если окажетесь в этих краях.
Пройдя по Бугскому переулку, мы выходим к зданию Академии художеств и Академическому саду. В это трудно поверить, но здесь, в самом центре Петербурга, есть самая обычная конюшня, в которой содержатся животные для художников из Академии. Но лошади здесь используются не только для этого, еще тут проводят занятия по конному спорту, учат кататься на лошадях как взрослых, так и детей.
Завтра я выложу вторую часть прогулки и познакомлю вас со всей Университетской набережной от Академии художеств до Стрелки Васильевского острова!