Найти в Дзене
Инна Юлусова/Мери Рич

Как наш рептильный мозг мешает переменам. Кривая перемен

Из личных архивов. Парк "Краснодар"
Из личных архивов. Парк "Краснодар"

Рептильный мозг отвечает за биологическое выживание и телесное функционирование. Он всегда на страже.

Его функции это бежать, сражаться, замереть. Поэтому в экстренных ситуациях сначала происходит реакция, а потом уже осмысление.

Рептильный мозг легко устроит нам "день сурка", ведь новое для него, неизвестное, незнакомое - угроза для жизни.

 

Чем ярче и больше перемены нам предстоят, чем больше разница между нашим прежним образом себя и тем, к которому мы хотим прийти, чем сильнее различается состояние меня "до" и меня "после", тем больше сопротивляется наш рептильный мозг.

Он будет фокусироваться нашей внимание на том, почему перемены не возможны. Он будет блокировать изменения ради нашей с вами безопасности.

В книге Бритт «Нейробиология перемен: почему наш мозг сопротивляется всему новому и как его настроить на успех» рассказывается не только о людях консерваторах, к которым я себя отношу - один конец спектра.

Консерваторы осторожно относятся к переменам, не торопятся, много анализируют. 

Не только о новаторах - другой конец спектра - любителях риска и быстрых, радикальных перемен. 

Не только о прагматиках, которые чаще всего являются посредниками между этими двумя группами и находятся где-то посередине, но и говорится о кривой перемен.

Основой для кривой перемен стали исследования Элизабет Кюблер-Росс, которая занималась вопросами смерти. Она обнаружила, что, сталкиваясь с серьезными болезнями, люди проходят через предсказуемые стадии печали и принятия. 

Через эти же самые стадии мы проходим и при переменах: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. 

Сталкиваясь с переменами, люди испытывают вполне предсказуемый спектр эмоций и чувств.

Управление переменами в значительной мере зависит от того, насколько мы подготовлены к этим эмоциям и в какой мере обладаем терпением и эмпатией к людям, переживающим изменения.

К бизнесу эта модель впервые была применена в 1990 году, когда Дотти Перлман и Джордж Такач, изучая изменения в одной из организаций здравоохранения, обнаружили, что работники проявляли те же реакции, которые идентифицировала Кюблер-Росс. 

В 1998 году Дэвид Шнайдер и Чарлз Голдвассер опубликовали в журнале Management Review модель кривой перемен применительно к бизнесу. 

Неважно это перемены, навязанные нам извне или это желаемые нами перемены, мы все равно будете проходить эти стадии.

Поначалу эмоции негативно отражаются на продуктивности и моральном духе, но с течением времени людям удается справиться с этим, и перемены постепенно превращаются в новую норму. 

Вот общая модель:

Стадия 1: объявлены перемены, нарушающие статус-кво. 

Это может привести в состояние шока и отрицания. Люди пытаются поставить перемены под сомнение или даже игнорировать их.

«Не могу поверить, что они это делают», «Они все равно это до конца не доведут». Возможны вопросы типа: «Как это отразится на мне?»

Стадия 2: перемены наталкиваются на гнев и сопротивление. 

На этой стадии люди понимают, что перемены не выдумка, что они продолжаются и начинают злиться.

«Это плохой план, и он не сработает», «За что они так с нами?», «Это несправедливо» и «Мне это не нравится».

Стадия 3: неохотное принятие. 

В нижней точке кривой люди начинают признавать: перемен не избежать. «Раз уж это происходит, мне лучше присоединиться». 

В этот момент мы можем заметить, как люди пытаются торговаться, искать компромиссы, которые сделали бы перемены более приемлемыми. 

 «А что, если вместо этого мы сделаем то?»

Стадия 4: приверженность переменам.

Люди продолжают смиряться с переменами, понимая, что без этого все равно не обойтись, и все больше вовлекаются в происходящее.

Вы обнаружили себя на какой-либо стадии?

Инна Юлусова

Читайте: