Найти тему
Заметки Моргора

Существует ли в славянском фольклоре образ белой змеи?

Белая змея – это, скажем так, отклонение от нормы.

Это альбиносы. Кажутся белыми из-за одной или двух генетических мутаций, у них не производится выработка пигментов в коже или в глазах.

Фотография с просторов Сети
Фотография с просторов Сети

Или же это змеи с лейцистической мутацией – цвет таких рептилий как бы выцветший или пятнистый. Такие встречаются ещё реже, чем альбиносы.

Есть ещё техасский (или белый крысиный) полоз, но это выведенный подвид.

Фотография с просторов Сети
Фотография с просторов Сети

Отметились ли белые змеи где-нибудь на территории славянских стран? Вероятно, да. Не как отдельный вид, конечно, а в качестве такого вот исключения. Мутантов. Альбиносов.

И как всякая редкость, белые змеи наверняка обрастали какими-то мифами, легендами, им придавалось особое, мистическое значение.

Существует ли образ белой змеи в славянском фольклоре?

Если спросить у поисковика – тот выдаст ссылки на сайты, где выложен один и тот же текст. Из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Цитирую означенный источник:

Белая змея – царица других змей, всем змеям змея, как называют её сказки. Вкусить её мясо – значит обрести высшую мудрость. Некоторым счастливчикам открываются самые потайные клады, они обретают способность понимать речь птиц и зверей. Белая змея в древнейших представлениях – воплощение белого облака, которое стережёт дождевую воду, столь необходимую земле. Белые девы-облака нередко обращались белой змеёй, когда нисходили на землю, именно поэтому до наших дней дошло представление о белой змее как о воплощении вещей силы и мудрости.

Также Грушко-Медведев приводят в качестве иллюстрации некий рассказ:

Шёл один парень осенью по тропе через болото. А в том болоте, было известно, обитает множество змей. И очень боялся парень, что наступит на одну из них и будет ужален до смерти. На всякий случай взял он с собой топор и держал его в руках, готовый рубить направо и налево любую гадину. Такого страху сам на себя напустил, что начал топором махать, лишь только услышал змеиный шип.
Посмотрел и правда: извивается на тропе змея, надвое разрубленная. Но не чёрная гадюка, не зелёная медянка белая змея!
Смутно стало на душе у парня… Пошёл дальше, а самого такая тоска берёт! Чудится, весь лес и всё болото кричат на разные голоса, укоряют его и упрекают. Так заморочили его эти голоса, такого страху натерпелся, что совсем голову потерял, сбился он с тропы, забрёл в трясину да чуть не утонул. Спас его старый охотник, но от долгого сидения в студёной трясине переболел парень лихорадкой, а потом вроде тронулся умом: с деревьями и животными начал переговариваться, птиц окликать. Так промыкался неприкаянным бобылём целую жизнь. И никто из односельчан так и не понял, почему он перед своей кончиной всё твердил одно и то же:
Не убивайте белую змею! Не убивайте белую змею!

«Русские легенды и предания» – источник, мягко говоря, ненадёжный. Есть ли ещё где-нибудь упоминания образа белой змеи в славянском фольклоре?

Предлагаю взять куда более серьёзное издание – «Славянская мифология: энциклопедический словарь». Этот труд написали совместно маститые учёные, профессиональные исследователи славянской старины. Статьи лаконичные, но ёмкие. Что же там касательно змей? А вот что (автор нижеприведённых строк – филолог Александр Викторович Гура):

Змея – один из ключевых персонажей народной зоологии, воплощающий все характеристики гадов. Родственные названия и поверья объединяют змею со змеем. Важнейшая характеристика змеи – её хтоническая природа. Змея сочетает в себе мужскую и женскую, водную и огненную символику, отрицательное и положительное начала. Ей присущи апотропейные и вредоносные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще гибкие предметы: нитка, верёвка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель, фаллос.
Мужской образ змеи тесно связан с её фаллической символикой (ср. русскую поговорку о мужчинах: «Галавища в маслище, сапажища в дёгтище, а партки набиты змеёй»). Женская символика змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении змеи в девушку, в легендах и заклинаниях.
Отождествление змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на змею как воплощение сатаны. По народным легендам, змеи попадали с небес при свержении в преисподнюю нечистой силы, произошли из крови Каина, из тела дьявола, из чрева убитого дракона, из пепла побеждённого змея. За убийство змеи прощается несколько грехов.
Хтоническая символика змеи (связь с подземным мраком и миром мёртвых) отражена в родстве слов «змея» и «земля», в южнославянских заговорах от змеиного укуса: прикладывая землю к месту укуса, произносят: «Земля землю (пусть) целует!» Способность змеи влиять на дождь и град сближает её с мёртвыми. Домовую змею отождествляют с душой предка, а могильную – с душой погребённого. Хтонической природой обусловлен и антагонизм змеи и солнца: в южнославянских легендах змея поглощала солнце, его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой змее или не может зайти, меркнет от взгляда змеи, высасывающего его силу. Поэтому убитую змею зарывают или вешают в тени, иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать. Хтонизм змеи достигает космических масштабов в поверьях апокрифического происхождения об огромной змее в основании Земли, о гигантском уже в море посреди Земли.
Змея связана с водой, грозой, ветром. Известны южнославянские поверья о крылатых змеях, обитающих в озёрах, о змеях – покровителях водоёмов. Вода из источника, в котором живёт змея, считается целебной. Убиение змеи способно вызвать дождь. Змея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. По польским поверьям, град на людей насылают змеи, а украинцы связывают появление вихря и бури со змеёй, у которой выросли крылья.
У змей есть царь или царица – укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; её отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т. п. У южных славян в роли царя змей известны также носатая гадюка, крылатая змея, змей, у лужичан – домовая змея. Царь змей обитает в подземном мире на краю света (у болгар), в недрах земли (у поляков), под корнями лещины с омелой (у поляков, сербов), под белым камнем (у украинцев). В определённые дни года он собирает всех змей; пробуждает их от зимнего сна, назначает каждой змее её жертву, выслушивает исповедь о проведённом лете.
Змее приписывают ряд фантастических особенностей. Так, разрубленные части змеи способны срастаться, убитая змея может оживать от мочи лягушек, от осины, особого змеиного камня, корня или травы. Распространено представление о змеиных ногах. Змея показывает их, когда её бьют (у русских, македонцев, сербов) или испытывают огнём (у украинцев, хорватов, боснийцев). По южнославянским поверьям, девять или двенадцать пар скрытых ног змеи можно увидеть только в Юрьев день; человек, увидевший их, умрёт. Легенды объясняют причину утраты змеёй ног тем, что солнце прокляло её за укус в глаз (у болгар), Бог – за искушение Евы (у далматинцев, сербов, болгар), Богородица – за то, что змея испугала её (у поляков), и т. п. Особо опасны змеи, которых считают слепыми. Так, медянка, по мнению украинцев, получает зрение лишь в Иванов день (24.VI) и тогда может пробить человека насквозь. Особо ядовита слепая веретеница – вид гадюки или безногая ящерица, причисляемая к змеям. На Украине происхождение змеи веретенник связывают с выброшенным веретеном, которым пряли в святочные вечера.
Всем славянам известны представления о домовой змее-покровительнице. Она оберегает, приносит достаток и благополучие, благодаря ей хорошо ведётся скот. Ей оставляют молока, остатки ритуального ужина. Нередко в ней видят воплощение души предка, бывшего хозяина дома. Верят, что она присутствует (часто незримо) в каждом доме, живёт под порогом, под печью, в подполье и показывается лишь перед смертью кого-либо из домашних. По болгарскому поверью, на Благовещение домовая змея пересчитывает членов семьи, а кого не досчитается, тот умрёт в течение года. Южнославянские поверья приписывают змее роль покровителя и других локусов: источника, земельного надела, целой местности. Охранительницей старого дерева болгары считают двуглавую или старую большую змею. Полевая змея у болгар и сербов охраняет межи, оберегает поле от града. У сербов убитую в поле змею закапывают и ставят крест, чтобы не умер хозяин поля.
К чудодейственным атрибутам змеи относятся камень, золотое яблоко, перстень, корона, гребень на голове и рожки. Обладание ими даёт человеку счастье, защиту от змей, болезней и града, богатство, неистощимые запасы зерна или денег, способность видеть клады, лечить людей, понимать язык животных, насылать порчу. Завладеть этими атрибутами можно, когда змея оставляет их у водопоя или купается в реке на Петра и Павла (29.VII), поставив перед змеёй миску с молоком, расстелив платок или пояс. Змеи могут указывать людям охраняемые ими клады. Сам клад может обращаться в змею. Змея наделяет человека также «живой травой», оживляющей людей, целебной травой, «разрыв-травой», открывающей любые запоры. Человек, отведавший змею, будет понимать язык животных или трав (у южных славян), станет ясновидящим (у украинцев, русских).
Змей используют в магических целях. Язык змеи дают съесть собаке, чтобы она была чуткой и злой (у поляков), носят под языком, чтобы выиграть суд (у мораван), голову кладут в семена во время сева для богатого урожая (у хорватов) и т. д. Растения (чеснок, лук, бобы и др.), проращиваемые через голову змеи, используют в любовной магии (у южных славян), для распознания ведьмы (у украинцев, сербов и хорватов) или чёрта (у болгар, сербов), для оберега от нечистой силы (у украинцев, болгар, сербов), для лечения скота (у болгар). Палкой, которой разогнали змею и лягушку или двух змей, разгоняют тучи (у белорусов, украинцев, поляков); помогают при родах разрешиться от бремени (у сербов, боснийцев); усмиряют пургу (у белорусов) или пожар (у украинцев).
Змеи выходят из нор 25.III, на Благовещение (у украинцев, поляков, южных славян), на Сорок мучеников (у южных славян), в Юрьев день (у хорватов, чехов, словаков), в Тодорову или Лазареву субботу (у сербов), после первого весеннего грома (у русских). У македонцев известна обрядовая встреча змей на Евдокию (1.III) или на Сорок мучеников. До Юрьева дня, пока из недр земли не выйдет яд, укус змеи, по верованиям хорватов и чехов, не опасен. Особенно значим момент летнего солнцестояния (Иванов и Петров дни), когда змеи в лесу собираются вместе во главе с их царём, а затем перестают жалить. Змеи уходят в норы на св. Марину 17.VII (у болгар), Ильин день (у украинцев), Преображение (у болгар), Успение Богородицы 15.VIII (у болгар), св. Варфоломея 24.VIII (у словаков), Усекновение главы Иоанна Крестителя 29.VIII (у русских, болгар), Рождество Богородицы 8.IX (у сербов, поляков, мораван), Воздвижение (у хорватов, восточных славян), Покров Богородицы (у болгар, украинцев). Перед уходом залезают на деревья, чтобы последний раз взглянуть на небо (у украинцев), услышать церковный звон (у белорусов). Змею, которую кого-нибудь укусила, земля не принимает. Змеи уходят на зимовье на край света в пещеру змеиного царя (у болгар), в ирий, куда улетают и птицы (у украинцев, белорусов), в яму или нору, соотносимую с миром мёртвых.
Специальные дни посвящены изгнанию змей и оберегам от них, особенно у южных славян («змеиный день» у сербов и болгар): первый день марта, Сорок мучеников, Благовещение, Юрьев день, св. Еремия (1.V) и др. Обереги и запреты, связанные со З., направлены на защиту скота и людей. Оберегами служат огонь костра, угли, печная утварь (у южных славян); металлические и острые предметы, особенно игла (у южных славян); освящённые предметы (у поляков); змеевидные хлебцы (у болгар); папоротник (у словенцев), колючий шиповник (у поляков), пахучие чеснок (у южных славян) и хрен (у поляков); ритуальный шум, окуривание дымом, бросание камня (у южных славян), вынесение веников подальше от дома (у украинцев) и др. Запреты касаются чесания волос (у сербов), прядения (у болгар, поляков), использования ниток (у южных славян, украинцев), веревок (у болгар, сербов), бус (у русских) и др. гибких предметов (у сербов, македонцев), веток (у поляков), выступающих в этом случае как символы змеи; пользования острыми колющими или режущими предметами, символизирующими жало змеи (у южных славян, украинцев); раскрывания ножниц, складных ножей, гребней и сундуков, напоминающих раскрытую пасть змеи (у сербов, македонцев); пахоты и копания (у болгар, поляков, украинцев) земли как змеиного локуса.

К слову, данную цитату я уже использовал на канале дважды, так что извините за повтор, но это по-своему исчерпывающая характеристика образа змеи в славянской мифологии.

Былички Русского Севера о змеях
Заметки Моргора30 ноября 2021

Продублирую:

У змей есть царь или царица – укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; её отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т. п.

Ага, есть всё-таки белая змея в славянской мифологии, и она царица (царь) или же мать над другими змеями. Белый цвет – её отличительная черта (ибо редкость).

Но вот копипастят почему-то не серьёзную статью профессионала, а легкомысленный набросок компоновщиков кабинетной мифологии, где белая змея – это, с непонятного перепугу, якобы воплощение облака (при том, что змея в мифологии – сущность исключительно хтоническая, пусть и обладающая некоторой властью над водной стихией, в том числе дождями).

Обидно за настоящих исследователей...

Фольклор
7714 интересуются