Найти тему
Город на память

«Город на память». 073. Кожевническая улица и Траурный поезд

4 июля 2013 года

Прогулка по Кожевнической улице производит впечатление перемещения в 1990-е годы: вечный пустырь у Павелецкого вокзала, какие-то конторы и магазины, с ног до головы завешанные рекламой, заброшенные предприятия, неухоженные подъезды жилых домов и мутная привокзальная публика. А с музейным траурным поездом, который привёз тело Ленина на похороны в Москву, связаны жуткие городские легенды.

Название Кожевнической улицы известно с XVIII века. В этом районе находился Ногайский двор, где ногайцы уже с XV века торговали лошадьми; здесь же выделывали их кожи. Отсюда пошло название «Кожевницкой сотни чёрных людей» и слободы Кожевники (упоминается в грамоте 1544 года), в которой ещё в XVIII—XIX веках было сосредоточено большинство кожевенных заводов города.

Смотрите старые фотографии: Кожевническая улица. 1926 год:

1926 Кожевническая улица. Наводнение

Кожевническая улица. 1960 год:

1960 Кожевническая улица

Улица начинается от Павелецкого вокзала и павильона-музея «Траурный поезд В.И.Ленина», который был открыт 22 января 1948 года по решению ЦК партии. В нём установили паровоз У-127 вместе с вагоном № 1691, в котором везли тело вождя.

Смотрите старые фотографии: Павильон-музей «Траурный поезд В.И.Ленина». 1965-1970 гг.:

1965—1970 Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина»

Центральным экспонатом является паровоз серии У127 – единственный сохранившийся в России и мире паровоз этой серии с осевой формулой 2-3-0, построен в 1910 году на Путиловском заводе. 23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом. В 1999 году паровоз У127 получил сертификат «Памятник науки и техники Российской Федерации» за № 350.

Историческая экспозиция музея открыта с 5 августа 2011 года занимает площадь около 1800 кв.м, располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Вниманию посетителей предлагаются экспонаты, которые наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах. Также в витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Экспозиция построена с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и действующих макетов.

Адрес музея: Кожевническая улица, дом 2

В советские времена к траурному павильону с паровозом относились с пиететом, зал украшали венки и склонённые знамёна, здесь проходили торжественные мероприятия, принимали школьников в ряды пионеров. В годы Великой Отечественной войны по причине исторической ценности паровоз даже был эвакуирован. В 1987 году фасад был облицован серо-красным гранитом. Но уже в начале 1990-х на его территории обосновался автосалон, где по периметру были расставлены машины на продажу. После нескольких лет запустения музей был реконструирован и в 2011 году открылся уже не как ленинский мемориал, а как Музей Московской железной дороги.

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Согласно городским легендам, всех, кто имел отношение к паровозу, настигала смерть. В годы Гражданской войны под Соль-Илецком его захватили красные, пристрелив офицера. В 1921 году бригада машинистов, перегнавшая паровоз в Москву, умерла от гриппа «испанка». Московские железнодорожники и бродяги, ночевавшие в паровозе, тоже скончались от «испанки». В 1923 году на субботнике его отремонтировали и покрасили в красный цвет, избрав при этом в качестве почетного машиниста В.И.Ленина. После смерти вождя мирового пролетариата паровоз доставил его тело в Москву и после этого использовался на железных дорогах. Вскоре его новый машинист отправился в ГУЛАГ, а в 1936 году в кабину попала молния, от чего ослеп помощник машиниста. В 1941 году бригада машинистов, отправлявшая ленинский локомотив в эвакуацию, погибла под бомбёжкой. В лихие 90-е владельцев автосалона, который обосновался в павильоне «Траурный поезд», застрелили киллеры.

-8
-9
-10

После реконструкции в музее появились новые экспонаты, связанные с историей Московской железной дороги.

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Площадь Павелецкого вокзала не первый год перекопана и отгорожена от Садового кольца гигантским забором.

-23

Помимо пассажиров здесь тусуются дружелюбные панки, только что откушавшие самодельный коктейль «Мишки Гамми» (портвейн с колой).

-24
-25

К бездомным приезжают волонтёры, чтобы накормить тарелкой супа.

-26
-27
-28

Подходящая вывеска для павильона привокзальных жриц любви

-29
-30
-31
-32

Кожевническая улица начинается с трёх жилых домов № 1, № 3, № 5.

-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

Смотрите старые фотографии: Кожевническая улица, дом № 5. 1942-1949 гг.:

1942—1949 Кожевническая улица, дом 5

-41

Далеко не каждая сталинка может похвастаться просторными светлыми холлами и широкими лестницами – вот в этом подъезде темно и душно.

-42
-43

По чётной стороне Кожевнической улицы среди высотных офисных новоделов спрятались исторические особняки. Особняк Бахрушина, дом № 6.

-44

Кожевническая улица,16. Усадьба купца Перегудова, XVIII-XIX вв. (Московская экспериментальная трикотажная фабрика)

-45

Кожевническая улица,18. Жилой дом Крашенинниковых, XIX век. За воротами авторемонтный кузовной завод «Аремкуз».

-46

Кожевническая улица, 11

Детский приют был основан Императорским Человеколюбивым обществом в 1847 году в Серпуховской части, от чего получил название «Серпуховской приют на 100 приходящих детей». Для приюта во второй половине века арендовали дом Левашовых на Донской улице в современном владении №13. Приют два раза (в 1907 и 1913) во время ремонта левашевского здания переезжал с Донской улицы на Большую Калужскую и Кожевническую улицы. На снимке Серпуховской приют изображен на Кожевнической, во владении №11-13. На снимке есть подпись: «Донская ул., Серпуховской детский приют осн., 1847 года 31 марта с флигелем для наставников».

-47

Кожевническая улица,13. Некоторые дома почти полностью скрыты за деревьями, но вблизи можно рассмотреть детали оформления фасадов.

-48

Кожевническая улица,15. Кожевнические бани

Смотрите старые фотографии: Кожевнические бани. 1934 год:

1934 Кожевническая улица. Бани

-49

Фасад украшен панно с изображением трудовых будней пролетариев и колхозников. После рабочего дня труженики занимались спортом, а затем шли мыться в Кожевнические бани.

-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60

За баней – кирпичное здание бывшей фабрики-прачечной.

-61

Проходная обувной фабрики «Парижская коммуна»

-62
-63

Украшение на входе в институт «Курортпроект»

-64

Кожевническая улица, 19 – палаты Кожевнической слободы, вероятно, XVII века. В советские годы в здании находилась редакция журнала «Знание-сила».

Смотрите старые фотографии: Палаты Кожевнической слободы, дом № 19. 1982-1988 гг.:

1982—1988 Палаты Кожевнической слободы

-65
-66
-67

Кожевническая улица, 26 — доходный дом (1914, архитектор С.Антонов), сейчас заброшен.

-68
-69
-70

Жилой дом 1926 года постройки

-71

Некоторые жилые дома на Кожевнической выглядят похуже, чем многие сносимые хрущёвки. Можно только удивляться, почему жители не заваливают Мэрию письмами о необходимости если не сноса, то хотя бы капитального ремонта.

-72
-73
-74
-75
-76
-77

Здесь прогулка по одной из самых депрессивных московских улиц завершается.

Смотрите старые фотографии: Кожевническая улица. 1925 год:

1925 Дом на углу Кожевнического вражка

-78

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #кожевническаяулица #владимирленин #москва #история #архитектура #заброшка #москваменяется