Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 725. Дубининская улица и Павелецкая площадь

21 мая 2022 года/

Топоним «Дубининская улица» появился на московских картах в 1922 году после объединения двух старинных улиц и упразднения их названий. Коротенькая Коломенская-Ямская улица вела от Зацепы до Жукова проезда, а дальше начиналась Даниловская улица, которая вела к садам Павловской больницы, совершала несколько резких поворотов, обходя больничную территорию, и выводила к Даниловскому монастырю.

Вышеупомянутые названия в разные эпохи незначительно менялись, к примеру, на Плане столичного города Москвы 1878 года фигурируют проезд Жуковской и улицы Коломенско-Ямская и Даниловский Щипок. Дубининская улица названа в честь местного жителя, рабочего и революционера Ивана Дубинина. Волна постсоветских переименований Дубининскую улицу не затронула.

Смотрите старые карты. Хотевский план Москвы 1852 года даёт представление о том, как выглядел район до начала индустриализации:

Хотевский план Москвы v.1 - 36, 6

В самом начале Коломенской-Ямской улицы находился Зацепский рынок, к западу теснились домишки горожан, а на востоке были нарезаны продолговатые земельные участки под сады и огороды.

В конце XIX века плодоовощные земли урезали под строительство фабрик и мастерских - промышленному буму поспособствовало открытие Рязано-Уральской железной дороги с ответвлением на Москву от города Павелец. От магистрали к крупным предприятиям района были проложены служебные железнодорожные ветки, которые пересекали и Дубининскую улицу, но сейчас от переездов и следа не осталось.

-2

В 1900 году для пассажиров открылось здание Павелецкого вокзала (архитекторы Н.Квашнин, Ю.Дидерихса, А.Красовский, инженер В.Тимофеев). На некоторых картах встречается и альтернативное название - Саратовский вокзал.

Смотрите старые фотографии. Павелецкий вокзал во время наводнения. 1908 год:

1908 Павелецкий вокзал во время наводнения

Все старые московские вокзалы изначально не были рассчитаны на резкое увеличение пассажиропотока и рано или поздно подверглись реконструкциям. К 1987 году специалисты треста «Мострансстрой» представили обновлённую версию Павелецкого вокзала, объём которого увеличился в шесть раз. Оригинальным является левое крыло нынешнего здания, всё остальное было пристроено.

-3

Историческое крыло нынешнего здания вокзала

-4

Строения 1987 года

-5

По плану реконструкции внутри Павелецкого вокзала оказалась станция метро «Павелецкая», бывший уличный фасад её наземного павильона сохранён в вокзальном вестибюле (архитекторы А.Душкин и Н.Князев).

Павильон метро «Павелецкая»: 1945-1950 гг.:

1945—1950 Наземный павильон ст.м."Павелецкая"

-6

Станция построена в тяжёлом для Советского Союза 1943 году, что вызвало задержки с поставкой оборудования и пересмотр первоначального довоенного проекта в пользу более экономичного. Заказанные для «Павелецкой» мозаичные панно на тему индустриализации Донбасса оказались в Днепропетровске на оккупированной фашистами территории и в итоге украсили станцию «Новокузнецкая».

Мозаичное панно в вестибюле станции метро «Павелецкая». 1945 год:

1945 Мозаичное панно в вестибюле станции метро «Павелецкая»

-7

Мозаика по эскизу В.Бордиченко и Е.Машковцевой «Фанфарный салют народу и его вождю И.В.Сталину» изменена после разоблачения культа личности вождя.

Станционный зал. 1945 год:

1945 Станция метро «Павелецкая»

В ходе реконструкции оформление зала лишилось барельефов на военную тематику, исчезли оригинальные люстры и бра.

-8

Современный станционный зал «Павелецкой» состоит из двух участков - с массивными пилонами 1943 года и с изящными колоннами, появившимися в ходе реконструкции 1948-1959 годов.

-9
-10
-11
-12

История привокзальной площади тоже запутанная. В советское время она сначала называлась Саратовской, а затем Ленинской в память о траурной церемонии 1924 года, когда на Павелецкий вокзал из Горок прибыл поезд с телом покойного вождя революции Владимира Ленина. Мощёная булыжником просторная площадь в 1930-е годы превратилась в благоустроенный сквер с фонтанами и скульптурой пограничника с собакой прямо напротив вокзала (напомню, левой части нынешнего здания). Участок ближе к Зацепе занял колхозный рынок, для которого построили большой остеклённый павильон.

Площадь перед Павелецким вокзалом. 1945-1950 гг.:

1945—1950 Павелецкий вокзал

Зацепский рынок. 1932 год:

1932 Зацепский рынок

-13

К восьмидесятым годам всё это исчезло и площадь трансформировалась в невыразительное общественное пространство с газонами, а нашим современникам это место запомнилось как огороженный строительный котлован. Фотографии сделаны в 2013 году.

-14
-15
-16

Наконец осенью 2021 года здесь открылся ландшафтный парк с искусственными холмами, пешеходными дорожками и смотровыми площадками. В пяти подземных этажах размещается торгово-развлекательный центр «Павелецкая Плаза» и паркинг на 277 автомобилей.

-17
-18

Большая смотровая площадка и партер обустроены в той части площади, которую прежде занимал колхозный рынок.

-19
-20
-21
-22
-23

Так Павелецкая площадь выглядит на рендере. За вокзалом до самого горизонта изображены кварталы новостроек, это будущее Дубининской улицы и окрестностей, а «Город на память» попытается вспомнить прошлое этих мест.

-24

Дубининская улица начинается на перекрёстке с Садовым кольцом.

-25

Павелецкая площадь, 2с3 - бизнес-центр «Павелецкая Плаза» — блок «C» (1998)

-26

Дубининская улица, 7 - почтамт при Павелецком вокзале (1982).

Старожилы без ностальгии вспоминают «лихие девяностые», когда по окрестностям кучковались цыгане, бездомные, карманники и прочие маргинальные граждане.

-27
-28
-29

Атмосферу тогдашних привокзальных окрестностей передаёт песня Дмитрия Судзиловского (рок-группа «Тринадцатое Созвездие», https://www.youtube.com/watch?v=9W-1-aaCDb0), которая так и называется - «Переход у Павелецкого вокзала». В начале девяностых Судзиловский и компания выступали в этом переходе в качестве уличных музыкантов.

«Панцирь плиткой покрыт изнутри,

Две дороги - назад и вперёд.

Две морали - бери и беги,

От зимы до зимы переход.

Здесь нет солнца и ветру не дуть.

Судьбы в лицах, а лица рекой.

Здесь решили мне глотку заткнуть,

Верный способ - по горлу ногой».

-30

Переход у Павелецкого вокзала после реконструкции

-31

Дубининская улица, 9с1 - храм во имя святых мучеников Флора и Лавра возведён в 1778 году в стиле ампир, позднее пристроены новые приделы, колокольня, трапезная. Главный престол посвящён иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Место для храма выбрано не случайно: святые Флор и Лавр считались покровителями лошадей, а на Зацепе располагалась Коломенская ямская слобода, основанная ещё Борисом Годуновым. На праздничные молебны к площади перед храмом нарядно одетые ямщики и конюхи приходили со своими лошадьми, украшенными яркими лентами. Обширное пространство перед храмом называлось Зацепской площадью.

На волне богоборческой кампании храм был закрыт в 1938 году, внутреннее пространство перестроено под размещение фабрики металлографии и штемпельно-граверных работ. Вокруг здания были проложены рельсы разворотного кольца трамвайного маршрута «А».

Церковь Флора и Лавра на Зацепе. 1980 год:

1980 Церковь Флора и Лавра на Зацепе

-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Дубининская улица, 9с2 - дом приходского священника (конец XIX века)

-45

Дубининская улица, 11с1 - жилой дом (1959)

До постройки восьмиэтажки здесь располагался ещё один рынок - Ново-Зацепский или Дубининский. 1930-1940 гг.:

1930—1940 Дубининский рынок

-46

Малая Пионерская улица, 12 - здание состоит из двух фрагментов, один из которых возведён в 1915 году по проекту архитектора Л.Стеженского для фабрики церковной утвари Оловянишниковых, а с 1926 года использовался оптико-механическим заводом «Геодезия», производившим фотографические аппараты «ФАГ». Другая половина дома построена к 1930-м годам для расширения производственной базы «Геодезии», переименованной в завод № 217. Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировался в Свердловск и с тех пор здание занимали учебные заведения - Московский инженерно-физический институт (МИФИ), Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ), Научно-исследовательский университет Высшей школы экономики.

-47
-48

Доходный дом купцов Ульяновых на Зацепской площади, вид со стороны Дубининской улицы. 1963 год:

1963 Зацепская площадь д.12

-49

Строительная площадка сити-комплекса «Амарант». Новостройка возводится на месте пустыря, который образовался ещё в 1985 году после сноса доходного дома.

Продолжение следует...

Фотографии: Евгений Чесноков

-50

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #кожевники #дубининскаяулица #павелецкийвокзал