Найти в Дзене
Ирина Адамова

Художник, зачарованный демоном (Михаил Врубель).

Подлинное искусство всегда несет в себе важные общечеловеческие идеи. Чем масштабнее творец, тем больше смыслов он вкладывает в свои творения. Это в полной мере относится к творчеству Михаила Врубеля. Его судьба так же необычна и драматична, как и его картины.

Сначала рисование было лишь его хобби. Михаил получил прекрасное образование: с отличием закончил Ришельевскую гимназию в Одессе, по настоянию отца учился на юридическом факультете Петербургского университета, а после его окончания служил в армии. Лишь в возрасте 24 лет Врубель поступил в Петербургскую Академию художеств. Он работал по 12 часов в сутки, добросовестно выполнял анатомические штудии и композиции на античные темы, посещал лекции по перспективе и истории искусств. Вскоре увлеченный молодой человек стал одним из лучших учеников Академии.

Профессор П.П. Чистяков разглядел в странном молодом человеке редкий талант живописца и всегда выделял его среди своих учеников. Когда к педагогу обратился его друг, знаменитый историк искусства А.В. Прахов с просьбой порекомендовать самого способного учащегося для работы в церкви Кирилловского монастыря под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Михаила. Так и не окончив Академию, молодой художник отправился в Киев.

Ранее Врубель не сталкивался с византийским искусством и не имел никакого опыта в иконописи, но сразу предложил Прахову лишь расчистить уникальную живопись церкви и оставить ее нетронутой. Однако заказчики требовали отреставрировать полуистертые фрески, а кое-где даже расписать храм заново, по возможности сохранив стиль XII в. Тогда Врубель занялся самостоятельным изучением книг по древнерусскому и византийскому искусству, исследовал сохранившиеся архивы Кирилловского монастыря, просмотрел материалы из богатой библиотеки Прахова.

Помимо росписей Михаил Александрович должен был выполнить четыре образа для мраморного иконостаса Кирилловской церкви: Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия. Представленные художником эскизы поразили всех его друзей и знакомых тем, что в лике Богоматери отчетливо узнавалась супруга Прахова Эмилия Львовна. Оказалось, что Врубель был безответно влюблен в эту женщину.

-2

Прожив несколько лет в атмосфере религиозности, художник, по всей видимости, устал от нее. Однажды в Киеве Врубеля пригласили на оперу А.Г. Рубинштейна «Демон». Пораженный спектаклем и голосами артистов, живописец загорелся идеей написать образ увиденного им демона. Рассмотрев иллюстрации к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова, Михаил Александрович стал уверять друзей, что никто не понимает, какова внутренняя сущность демона, поскольку его вечно путают с дьяволом, а ведь «демон» в переводе с греческого означает «душа». Это нужно соотносить с поэзией Лермонтова, проникнутой смятением, борьбой с обуреваемыми душу страстями, жаждой познания истины.

Мастер никогда не жалел даже завершенных своих картин, и, задумав что-то новое, на том же холсте писал очередной сюжет. По свидетельству друзей Врубеля, подобная судьба постигла многие его шедевры. Среди них оказался и самый первый образ демона, который художник создал в тот период.

Находясь проездом в Москве, Врубель познакомился со знаменитым промышленником и благотворителем С.И. Мамонтовым. В его подмосковной усадьбе Абрамцево постоянно гостили художники, писатели, артисты, ученые. Мамонтов принимал горячее участие в творческой судьбе своих друзей и не жалел средств на искусство. Меценат по достоинству оценил талант Врубеля, а тот в свою очередь был поражен широкой натурой и кипучей деятельностью этого человека. Вскоре живописец поселился в его усадьбе, занимаясь оформлением интерьеров его домов. В московском доме Мамонтова была студия, которую он предоставил Врубелю для работы, и тот приступил к созданию картины «Демон сидящий». Полотно почти не имеет аналогов в истории мирового искусства ни по своей эмоциональности, ни по найденным автором сочетаниям холодных и теплых оттенков, нанесенных мазками, и создающих полное ощущение кристальной мозаичности потустороннего мира.

-3

Благодаря своему покровителю Врубель получил заказ на иллюстрирование собрания сочинений Лермонтова, для которого он выполнил рисунки к поэмам «Демон» и «Измаил-бей», роману «Герой нашего времени» и некоторым стихотворениям любимого поэта. Но вышедшее в свет издание вызвало множество возмущений: читатели, никогда не видевшие подобных мистических изображений лермонтовских героев, были напуганы этими рисунками. Только такие выдающиеся художники, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин и В.И. Суриков, сразу поняли, что в мире искусства появился новый гений.

-4

Почти все работы Врубель создавал по мотивам музыкальных или литературных произведений. Одним из них является панно «Фауст. Триптих», которое было заказано для украшения московского дома А.В. Морозова. Это таинственное произведение изображает задумавшегося посреди библиотеки Фауста, Маргариту с белыми лилиями у ног и листающего книгу Мефистофеля.

-5

Удивительно, что создавая пейзажи не с натуры, а по памяти и с использованием художественных фотографий, Врубелю удавалось достоверно передавать природу. Художник синтезировал фантастическое и реальное в один зримый волшебный образ. Полутона и неяркие краски, которые Врубель использовал при изображении дня, сменялись на яркие, сочные, иногда даже кричащие для передачи ночи. От картины «Сирень» веет прохладой и свежестью теплого позднего вечера. На фоне огромного куста сирени стоит загадочная черноволосая девушка. Синие, глубокие зеленые, светло-голубые и розовато-фиолетовые цвета создают вокруг нее мистическую тревожную атмосферу.

-6

В 1901 г. у Михаила Александровича родился сын, которого назвали Саввой в честь друга и благодетеля Мамонтова. У мальчика были голубые, как у матери, глаза и уродливая заячья губа. Всегда ставивший красоту и изящество на первое место художник был поражен и расстроен, обвиняя во всем себя. Он становится еще более замкнутым и мрачным. Когда Врубель взялся за создание картины «Демон поверженный», на него стали накатывать частые приступы агрессии: он мог ни с того ни с сего жестоко избить на улице человека. Он писал и переделывал сюжет по нескольку раз в день, иногда простаивая у мольберта по 20 часов в сутки. Однажды утром измученный художник объявил, что Демон, явившийся к нему во сне, потребовал назвать полотно «Икона». Однако даже сам мастер понимал, что с такой подписью работу на выставку не возьмут.

-7

Картина была представлена на выставке художественного объединения «Мир искусства». Прямо в зале художник еще несколько раз переписывал образ главного героя. Эта работа с постоянно меняющимся выражением лица поверженного гиганта вызвала настоящую сенсацию. Врубель между тем почти не спал, не ел и даже не лечился, когда у него поднялась температура. Долго так продолжаться не могло, и супруга вместе с его друзьями сумела уговорить художника показаться врачам. Консилиум во главе с В.М. Бехтеревым порекомендовал поместить Михаила Александровича в психиатрическую больницу к знаменитому профессору В.П. Сербскому. Его состояние было настолько тяжелым, что в течение полугода к нему никого не пускали, включая жену и сестру.

Когда наступала ремиссия. Художник брался за кисть и зарисовывал приходившие в голову образы. «Шестикрылый серафим (Азраил)» с острым мечом и горящей лампадой в руках гордо и воинственно взирает с холста, представая перед зрителями в образе ангела смерти. Взгляд его пронзительно-голубых глаз на зеленовато-лиловом лице – это рок, неотвратимая судьба. Золотой нимб вокруг черных кучерявых волос ангела выглядит как корона и придает его облику властность. Кровавый отсвет лампады только подчеркивает драматичный смысл сюжета.

-8

В 1905 г. Врубелю присвоили звание академика Петербургской Академии художеств, но на гениального мастера это уже не произвело никакого впечатления. Михаил Александрович медленно угасал, изнуряя себя «искупительным» голодом, стоя днем и ночью перед окном. Он всем говорил, что если так простоит десять лет перед Богом, то прозреет, и у него будут новые глаза из изумруда, и он снова сможет писать. Иногда ему казалось, что это уже произошло и он занимается постройкой и украшением храмов.

В своем творчестве Врубель коснулся очень неоднозначной темы. Зло часто бывает привлекательным, и художник поддался его обаянию. Противоречивые чувства отражены в его картинах очень ярко, поэтому взирать на них равнодушно совершенно невозможно.

-9

Ссылки на статьи автора, посвященные художникам:

1. Статья автора об Архипе Куинджи: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/illiuziia-sveta-byla-ego-bogom-kuindji-hudojnik-sveta-ie-repin-60d86c86592c8c51d42a0be2

2. Статья автора о Казимире Малевиче: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/zagadka-pritiagatelnosti-chernogo-kvadrata-malevicha-621a3ff770df981201e78047