Найти тему
НУАР-NOIR

Французский нуар в стиле «Служебного романа»

-2

Мы давно хотели рассказать о фильме «Пистолет Питон 375» (1976), однако погружение в творчество одного из самых сумрачных французских режиссеров Алена Корно решили всё-таки начать с его ленты «Чёрная серия» (1979).

«Питон» просто безупречен в своем эстетическом пессимизме, что позволяет рассматривать Карно не столько как наследника Мельвиля и Шаброля, сколько как воспреемника Хичкока. Он смог придать особое, «французское звучание», казалось бы, уже ранее известным сюжетам.

С формальной точки зрения «Питон» повторяет элементы знаменитого нуара Отто Премингера «Там, где кончается тротуар» (1950). В частности, весьма драматическую конструкцию, когда полицейскому поручены поиски самого себя. Впрочем, в данном случае инспектор Марк Ферро не совершал преступления, хотя и является едва ли не главным «безымянным» подозреваемым.

Это совершил его шеф, комиссар Гане. Вот хотели мы в начале просмотра порадоваться, что актеру Франсуа Перье, известному своими негативным образами (адвокат Терразини из «Спрута», двурушник-Джино из «Неукротимого» и т.п.) досталась положительная роль. Как БАЦ!!! В приступе амурных эмоций, он отправил на небеса свою молодую возлюбленную.

Всё осложняется тем, что у юной Сильвии, которую сыграла «вечно весенняя» Стефания Сандрелли, роман сразу с двумя полицейскими. И оба они друг о друге не знают. И в итоге, находясь едва ли не в одном кабинете, будут искать другу друга. Один - чтобы воздать за преступление, другой – чтобы свалить вину на невиновного.

Конструкция отношений осложняется тем, что комиссар как бы официально живет на два дома. И его благодушно смотрящую на сторонние связи жену играет Симона Синьоре, которая в реальности была супругой Ива Монтана. А тот примерил на себя образ решительного инспектора, коего как раз накануне преступления «заметило» слишком много свидетелей.

Одним словом, фабульная фигура получилась весьма причудливая. Хотя в данном случае лихо закрученный сюжет органично дополнен блистательной игрой Монтана. Именно его в роли инспектора Ферро можно полагать переходной фигурой между «Грязным Гарри» и поздними персонажами Делона.

Кадр из фильма «Пистолет Питон 375» (1976)
Кадр из фильма «Пистолет Питон 375» (1976)

Собственно благодаря сцене на стрельбище становится понятно, чем вдохновлялись создатели фильма «За шкуру полицейского» (1981), когда поручили герою Делона разудало вытаскивать пистолет в тире. Впрочем, если для Делона это был всего лишь повод покрасоваться, то в «Питоне» этот элемент обладает функциональным смыслом.

Кадр из фильма «Пистолет Питон 375» (1976)
Кадр из фильма «Пистолет Питон 375» (1976)

Далеко не случайно, ленту назвали в честь одной из разновидностей «Кольта». По сути – это единственный друг одинокого полицейского, который оказался в больших неприятностях. И поскольку речь идет не об обычном детективе, а именно о французском нуаре, то нет никаких гарантий, что ему удастся выпутаться. Иногда драматизм ситуаций был признаком их естественности. Как сказал некий персонаж фильма: «Мало ли у нас невинно осужденных? Будет одним больше»