Мы давно хотели рассказать о фильме «Пистолет Питон 375» (1976), однако погружение в творчество одного из самых сумрачных французских режиссеров Алена Корно решили всё-таки начать с его ленты «Чёрная серия» (1979).
«Питон» просто безупречен в своем эстетическом пессимизме, что позволяет рассматривать Карно не столько как наследника Мельвиля и Шаброля, сколько как воспреемника Хичкока. Он смог придать особое, «французское звучание», казалось бы, уже ранее известным сюжетам.
С формальной точки зрения «Питон» повторяет элементы знаменитого нуара Отто Премингера «Там, где кончается тротуар» (1950). В частности, весьма драматическую конструкцию, когда полицейскому поручены поиски самого себя. Впрочем, в данном случае инспектор Марк Ферро не совершал преступления, хотя и является едва ли не главным «безымянным» подозреваемым.
Это совершил его шеф, комиссар Гане. Вот хотели мы в начале просмотра порадоваться, что актеру Франсуа Перье, известному своими негативным образами (адвокат Терразини из «Спрута», двурушник-Джино из «Неукротимого» и т.п.) досталась положительная роль. Как БАЦ!!! В приступе амурных эмоций, он отправил на небеса свою молодую возлюбленную.
Всё осложняется тем, что у юной Сильвии, которую сыграла «вечно весенняя» Стефания Сандрелли, роман сразу с двумя полицейскими. И оба они друг о друге не знают. И в итоге, находясь едва ли не в одном кабинете, будут искать другу друга. Один - чтобы воздать за преступление, другой – чтобы свалить вину на невиновного.
Конструкция отношений осложняется тем, что комиссар как бы официально живет на два дома. И его благодушно смотрящую на сторонние связи жену играет Симона Синьоре, которая в реальности была супругой Ива Монтана. А тот примерил на себя образ решительного инспектора, коего как раз накануне преступления «заметило» слишком много свидетелей.
Одним словом, фабульная фигура получилась весьма причудливая. Хотя в данном случае лихо закрученный сюжет органично дополнен блистательной игрой Монтана. Именно его в роли инспектора Ферро можно полагать переходной фигурой между «Грязным Гарри» и поздними персонажами Делона.
Собственно благодаря сцене на стрельбище становится понятно, чем вдохновлялись создатели фильма «За шкуру полицейского» (1981), когда поручили герою Делона разудало вытаскивать пистолет в тире. Впрочем, если для Делона это был всего лишь повод покрасоваться, то в «Питоне» этот элемент обладает функциональным смыслом.
Далеко не случайно, ленту назвали в честь одной из разновидностей «Кольта». По сути – это единственный друг одинокого полицейского, который оказался в больших неприятностях. И поскольку речь идет не об обычном детективе, а именно о французском нуаре, то нет никаких гарантий, что ему удастся выпутаться. Иногда драматизм ситуаций был признаком их естественности. Как сказал некий персонаж фильма: «Мало ли у нас невинно осужденных? Будет одним больше»