Индустрия гостеприимства прошла несколько мощных испытаний на прочность. Ограничения пандемии стали рода челенджем, заставили бизнес преобразиться, выжить в невозможных на первый взгляд условиях и ускорили принятие государством «долгожданных» мер в поддержку отрасли. И сейчас все только начинается: индустрия растет и ей как никогда требуются профессионалы, которые смогут проявить себя в новых условиях.
Мы решили разобраться, что изменилось: насколько перспективно сегодня открывать кафе, ресторан, гостиницу, заниматься туризмом или организовывать мероприятия? Аналитики полны оптимизма, говорят о кадровом голоде в отрасли и о смене приоритетов: интерес сфокусировался на России.
Тренд 1. Адаптация к шоковым изменениям уже пройдена
Когда мир резко меняется первый раз, людей парализует от непонимания, что делать дальше. Но жизнь берет свое, и за потрясениями следует рост. Ограничения, поразившие отрасль в пандемию, принесли ощутимую пользу, каким бы невероятным это ни казалось еще год назад. Сектор гостеприимства научился молниеносно меняться и адаптироваться. Владельцы бизнесов смогли найти форматы работы, которые показали себя работоспособными даже в самых рискованных условиях: как с открытыми границами, так и с закрытыми, как со всевозможными ограничениями, так и без; в разном социально-политическом контексте. И сейчас, в новых реалиях, самые сложные этапы турбулентности оказались пройдены. Больше того, изменился не только сам бизнес: и российское законодательство в короткий срок было скорректировано, так что туристическая отрасль начала получать весомую поддержку от государства, и если подойти с умом, из нее можно извлечь существенную выгоду.
Тренд 2. Открываем Россию. Для себя и с господдержкой
Идея «открыть Россию для россиян» раньше была важным, но все же не самым востребованным направлением развития; с 2020 года этот вектор стал и остается ключевым. Внутренний туризм в РФ переживает бум, он вырос на 30% за прошедший год — около 80 миллионов соотечественников путешествовали по стране в 2021 году. Это абсолютный рекорд. Турсектор России один из первых в мире оправился от урона из-за пандемии COVID-19: внутренний туризм скомпенсировал потери от закрытых границ. Интерес к России растет: многие жители нашей страны в связи с усилением служебных ограничений в ближайшее время будут отдыхать только на родине.
Государство активно помогает раскрыть туристический потенциал страны — вводит субсидии, льготные кредиты и многое другое. Так, программа кэшбека (возврат до 20% стоимости путевок) имеет феноменальный успех. На развитие транспорта и дорог в марте 2022 выделили дополнительные сотни миллиардов рублей — и это лишь небольшая часть вложений. Сейчас явно определились несколько трендов: поговорим о них подробнее.
Тренд 3. Создание новых туристических брендов
Вы видели бескрайние лавандовые поля на юге? Да, у нас есть свой Прованс, хотя мало кто про него знает. Ловили мидии на Черном море? Любовались розовыми озерами Крыма? Смотрели Северное сияние с берегов Ледовитого океана? В конце концов, давно ли встречались с деловыми партнерами в роскошном Эрмитаже? Россия не просто прекрасна, она — как огромная сказка, где есть абсолютно все. Каждый регион уникален, и чтобы все возможности и красоты страны «ожили» и стали приносить прибыль, нужен бизнес-подход — разработка концепций ее туристических кластеров с налаженными маршрутами, логистикой и сервисом.
Фокус интереса сместился не только при выборе места отдыха. Деловые контакты также все чаще развиваются на внутреннем рынке. Сегодня выделяются деловые, учебные, промышленные, лесоперерабатывающие, автомобильные и, конечно, туристические центры России. Развивать бренды территорий — одно из самых востребованных направлений, где сегодня требуются квалифицированные кадры.
Тренд 4. Строим с выгодой. Беспрецедентная поддержка отельному бизнесу
Регионам нужна инфраструктура и отели на все случаи жизни: как масштабные семейные комплексы для отдыха, так и бизнес-центры, где можно проводить конгрессы, выставки, массовые деловые мероприятия. В вопросе строительства спонсором развития тоже выступает государство: на возведение или реконструкцию отелей сейчас можно получить льготный кредит всего под 3-5% годовых, и самое главное — НДС для инвесторов гостиничного кластера предлагают отменить на 5 лет: такие беспрецедентные меры поддержки могут сделать бизнес выгодным даже при самых жестких внешних условиях.
Тренд 5. Ресторанный бизнес: вкус к жизни возвращается
Россияне хлынули в рестораны, как только были сняты ограничения пандемии. Здесь проходят самые важные события в жизни — свадьбы, юбилеи, семейные праздники, общение с близкими, бизнес-переговоры и многое другое. И сейчас у людей есть свободные ресурсы, которые они хотят вкладывать в приятное времяпрепровождение и ждут от рестораторов шагов навстречу.
Учитывая обстоятельства, сегодня владельцы кафе стараются снижать чек, организуют доставку и кейтеринг, налаживают работу мобильных приложений, занимают освобождающиеся ниши фаст-фуда и, главное, делают выбор в пользу аутентичного меню и региональных поставщиков — местной рыбы, мяса, сыров, вина и многого другого. Это позволяет не зависеть от геополитической обстановки и внезапных изменений в логистике и в финансовом секторе. Гастротуризм всегда был одним из любимых форматов досуга и бизнеса, а сегодня интересы рестораторов совпадают с приоритетами государства: в 2022 году правительство выделило несколько десятков миллиардов рублей в поддержку производителей на местах.
Тренд 6. Сфера мероприятий. Вперед, за впечатлениями
Ограничения пандемии так и не стали для людей «новой нормальностью». При первых же возможностях все устремились в офлайн — общаться, развлекаться, обмениваться опытом и сейчас, даже в условиях возможных кризисов, стремятся наверстать упущенные за два года возможности. Поэтому индустрия организации мероприятий расцветает. Здесь стоит уделить внимание не только развлекательным, но и бизнес-мероприятиям смешанного формата: проведению встреч, корпоративного обучения и выездов. Потребители услуг заметно «молодеют»: сегодня как никогда востребованы подростковые обучающие программы и лагеря, студенческие конференции, форумы и не только.
Тренд 7. Цифровизация. Развиваем бизнес онлайн
Успех зависит от «виртуального двойника» бизнеса. Открыли кофейню или ресторан и параллельно запустили приложение для онлайн заказов и доставки? Отлично, это обеспечивает в десятки раза больше покупок. Интегрировали систему бронирования отеля в профильные агрегаторы? Охват аудитории вырастет на порядки. Онлайн-мероприятия всегда должны оставаться «козырем в рукаве»: любые активности — акции, музыкальные стримы, встречи, видеоинтервью — повышают спрос.
На пик интереса сегодня взлетели IT-сервисы, сделанные прицельно для российского рынка: поисковики, программы онлайн-бронирования, электронные каталоги отелей и билетов, сервисы подбора туров, страховок и многого другого.
Тренд 8. Ставка на профессионализм
На рынке — ощутимый кадровый голод. На вес золота сегодня ценятся управленцы с качественным профильным образованием, способные выводить бизнес «в плюс».
В Институте отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ идет набор на крупнейшую отраслевую программу многопрофильного бакалавриата «Гостеприимство».
Обучение строится по максимально эффективной модели: студенты изучают четыре направления бизнеса — ресторанное дело, управление гостиничным бизнесом, развитие туристских территорий, организацию мероприятий; получают глубокие экспертные знания и навыки и тщательно изучают тонкости управления в каждой сфере.
Преподаватели программ в Институте отраслевого менеджмента — действующие эксперты и топ-руководители отрасли. Ведь сейчас — уникальное время, когда можно перенять бесценный опыт управления и риск-менеджмента у профессионалов, которые в пандемию прошли без преувеличения огонь и воду и сумели выжить и преуспеть. Эксперты проводят выездные мастер-классы и встречи с учащимися, знакомят их изнутри с крупнейшими российскими компаниями, делятся эксклюзивными профессиональными сведениями и предоставляют возможность проходить практику в по-настоящему звездных компаниях, отелях и ресторанах.