Новые правила META, которые все никак не могут устояться, вызывают очень неоднозначную реакцию по всему миру. Давайте немного углубимся в суть работы современных IT-корпораций, чтобы понять логику происходящих событий.
Первый тезис заключается в том, что в решении META разрешить определенные выражения в определенных регионах, относящиеся к «Языку ненависти» (англ. Hate Speech), отсутствует реальная политическая мотивация. Чтобы быть точнее, скажем, что политические воззрения и политическое напряжение используются корпорацией как контекст продвижения и источник дохода. Корпорация в своей деятельности торгует не услугами для пользователей программного обеспечения, а информацией для рекламодателей и бизнеса. Ведь даже сам Facebook или Instagram уже давно не скрывают, что данные о поведении и привычках пользователей используются не только для оптимизации текущих процессов внутри работы компании, но и как источник для поведенческих прогнозов и создания условий большей управляемости аудиторией. И чем больше внимания и, следовательно, пользователей включено в деятельность проектов корпорации, тем более точными будут эти прогнозы.
Поэтому снятие ограничений на агрессивные высказывания в адрес российской армии и российского народа, пусть и только на территории Украины по словам представителя META, не несет в себе сильной идеологической подоплеки. Корпорация видит удачный повод, который позволит значительно увеличить информационную активность на собственных платформах, поэтому открывает этот канал. Для самой META ситуация тоже крайне удобна, поскольку США, в которой основана компания, поддерживают Украину и не будут напрямую выступать против такого решения, а скорее даже будут поддерживать как способ укрепления своих позиций на уровне мягкой силы. При этом сами изменения напрямую не затрагивают США. Представить частичное снятие ограничений агрессивных высказываний в адрес США в рамках, например, ближневосточных военных операций вообще невозможно, потому что в таком случае на корпорацию моментально было бы оказано публичное, правовое и экономическое давление. Более того, блокировку Instagram на территории России до момента отмены послаблений корпорация может подать как «атаку на свободу слова», очередным образом укрепив свои позиции в США и получив одобрение тех стран, которые поддерживают Украину в сложившемся конфликте.
Все это в краткосрочной перспективе приведет к увеличению инвестиционной привлекательности корпорации как поддерживающей удобную в их условиях позицию. Однако в долгосрочной перспективе META с большой вероятностью испытает трудности. Ведь сформирован прецедент, к которому, полагаю, не раз будут обращаться в будущем в конфликтных ситуациях. На каком основании META решает, кто может использовать хейтспич, а кто нет? Что делать, когда в регулировании таких вопросов окажутся напрямую вовлечены инвесторы и бенефициары корпорации? Вероятна ситуация, в которой META станет заложником собственной истории. Вот в этом случае корпорации нужно будет очень сильно постараться, чтобы смотреться в глазах своих пользователей и инвесторов столь же «выгодно», как сейчас.
Артемий Атаманенко, член экспертного клуба «Дигория»