Найти тему
ПроАвтобизнес

Невероятно, в России будут строить метро. И далеко от Москвы

Сегодня, казалось бы, не самое подходящее время говорить о строительстве метро. Но говорить придется, потому что в ряде российских городов-миллионников стартовал и идет активная подготовка к подземному строительству.

Нормальный россиянин пожмет плечами и сразу вспомнит как во времена экономических трудностей страны строительство метро прекращалось, причем неоднократно. Это было и в 90-ые годы прошлого века, и во времена после кризиса 2009 года, когда федерация посчитала, что не надо тратить деньги на подземки в городах-миллионниках и приступила к сооружению циклопических и не очень спортивных объектов для приема разнообразных спортивных матчей и игр мирового уровня.

Но сегодня все иначе. Причиной для активной подготовки стали новые инструменты под названием – инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Их городам и регионам обещают выдать. Поэтому мы решили проверить, в каких же российских миллионниках засучив рукава стали вести подготовку к строительству? Наш канал разбирался с этим вопросом и выявил любопытные детали.

-2

Как ликвидируют красноярскую остановку

Наверняка, многие помнят такого московского чиновника по фамилии Олег Митволь. Сегодня он возглавляет организацию Красноярский ТИСИЗ (расшифровка - Красноярский трест инженерно-строительных изысканий). Это проектно-изыскательская контора в городе на Енисее. Именно она имеет отношение к разработке проекта будущего красноярского метро. В 2019 году краевому центру в Сибири перечислили миллиард рублей на работы по перепроектированию подземки. Напомним, что советский проект предполагал что станции будущего красноярского метро должны быть как в Санкт-Петербурге – глубокого заложения. Но сегодня технологии подземного строительства двинулись далеко вперед, и что в 50-60-ые годы прошлого века считалось недостижимым сегодня решаемая задача. Поэтому Красноярский ТИСИЗ «приподнял» будущие станции с глубины 60-70 метров на глубину 20-25 метров. Представляете, сколько будущим пассажирам красноярской подземки будет сэкономлено времени на поездки по городу? Последние части проекта проходят через госэкспертизу.

А красноярские чиновники уже озвучивают, что в город скоро придут федеральные деньги кредита, того самого ИБК объемом аж в 10 млрд руб. Об этом на днях заявил красноярский губернатор Александр Усс, что одобрено выделение первых 10 млрд рублей федерального инфраструктурного кредита на строительство метрополитена в Красноярске. Соглашения на выделение краю инфраструктурного кредита уже подписаны с Минфином и Минстроем РФ. Деньги начнут поступать в середине года.

Впрочем, нужно иметь ввиду, что строительство первой линии метро протяженностью 9,76 км должно завершиться в 2026 году, а стоимость определена в 89 млрд руб.

Заброшенный котлован станции красноярского метро
Заброшенный котлован станции красноярского метро

То есть простой подсчет подсказывает, что до 2026 года Красноярск должен получить еще около 80 млрд рублей кредита. Многим покажется сомнительной идея строить метро на кредитные ресурсы. Но в принципе, по итогам 2021 года Красноярский край самый «профицитный» среди других регионов страны. Превышение доходов над расходами составило большую цифру 86 млрд руб. Так что кредит в принципе есть чем отдавать.

Конечно, красноярский проект самый затратный, в сравнении с другими городами- миллионниками, где замышляется построить или достроить метро. Вдобавок, следует заметить, что метро в городе строится с 1993 года. За этот срок успели пройти три километра тоннелей. А вот на этом снимке изображен котлован одной из будущих станций первой очереди метро. Так что будем верить в красноярскую подземку.

Самарские театралы приедут в метро

Самый скромный метропроект у города-миллионника Самары. Здесь нужно построить одну станцию «Театральная», чтобы логически завершить сооружение единственной в городе линии метро, которая не дошла до исторического центра – самой крупной площади имени Куйбышева всего немногим более 2 км.

Станция "Алабинская" сегодня конечная станция Самарского метрополитена
Станция "Алабинская" сегодня конечная станция Самарского метрополитена

Сейчас ведутся проектные работы, на которые получен транш в 631 млн руб. Проектировщик «ВТС-Проект». Параллельно готовят стройплощадку будущей станции вынесены трамвайные пути по Галактионовской, а также приступили к выносу коммуникаций. На эти цели даже решили взять средства из резервного фонда правительства Самарской области в размере 1,74 млрд рублей. Инфраструктурный бюджетный кредит объемом в 10,3 млрд руб. ожидается в два этапа. Первую часть денег Самарская область получит уже в 2022 году, а остаток перечислят в 2023 году. Планируется, что в 2024 году строительство первой линии метрополитена Самары будет полностью завершено, а пассажиропоток вырастит на 30%. На наш взгляд это слишком оптимистические ожидания. Обычно так поток пассажиров вырастает, если станцию открывают на другом берегу неохваченного метро. Так произошло в Нижнем Новгороде, где поток вырос после открытия движения по метромосту через Оку и станции «Горьковская» единственной на правом берегу в историческом центре.

Метромост в Нижнем Новгороде
Метромост в Нижнем Новгороде

Нижний ждет

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области недавно заявил, что санкции вынуждают вести работы по импортозамещению. Он написал в своем Телеграмм-канале, что есть вопросы по импортной составляющей. Составлен достаточно подробный перечень оборудования и материалов, по которым требуется замена, с указанием возможных альтернатив. Основная часть строительной техники и необходимого оборудования может быть замещена на аналоги российского производства или стран-партнеров. Самый сложный агрегат это тоннелепроходческий щит. Так вот в Туле на Скуратовском опытно-экспериментальном заводе выпускают вполне себе неплохой агрегат - тоннелепроходческий щит КТПМ-5,6/6,0.

Отечественный тоннелепроходческий щит
Отечественный тоннелепроходческий щит

Что де касается проходки тоннелей, то ее начало запланировали на ноябрь. А в целом две перспективные станции «Сенная» и «Площадь Свободы» обойдутся в сумму 35 млрд руб. Первую часть целевого кредита размером 8,3 млрд руб. региону предоставят на сооружение инженерных коммуникаций для дальнейшего жилищного строительства, а также на строительство станции метро «Сенная».

Казань – форевер!

А вот где не прекращалось сооружение подземки в России вне Москвы в прошлом и текущем десятилетиях, так это в столице Татарстана - Казани. В 2018 году там завершили строительство первой линии метро, ее заключительным аккордом стала станция «Дубравная».

Станция "Дубравная" казанского метрополитена
Станция "Дубравная" казанского метрополитена

И практически без остановки приступили к сооружению второй линии. Возле «Мега-ИКЕА» раскрыли длинный котлован под будущую станцию «Академика Сахарова» (ее имя будет «Тулпар») и в самый разгар пандемии запустили два тоннелепроходческих щита для прокладки тоннелей. Недавно, первый щит вышел в демонтажную камеру, а через месяц-полтора ожидают выход второго щита. Таким образом первые два тоннеля второй линии казанского метро будут готовы. Далее щиты после профилактических работ отправлятся строить следующие тоннели.

Участок второй линии будет состоять из перспективных 4 станций с пересадкой на «Дубравную».

-8

Как видите, пока все выглядит оптимистично. Соглашения подписаны, города приступили к проектированию и подготовки строительства, поступления кредитных средств ожидают во второй половине года.

Но что-то на душе все равно тревожно и точит какой-то червь сомнения. А что если денег не будет и бюджет будет секвестирован (урезан) и под ножницы попадут вот такие огромные инфраструктурные стройка как метро? Ведь такое уже было в нашей ситории в 90-ые годы и в кризис пузырей времен Барака Обамы. Да и тревожный звоночек уже прозвучал, что правительство отказалось от капиталоемкой стройки – железнодорожной ветки Северный широтный ход, которая пройдет от Северного Урала в направлении Салехарда и далее. Но мы все-таки оптимисты и считаем, что заявленные метропроекты будут построены.

Да, мы упустили Челябинск, где хотят сделать симбиоз трамвая и метро. Но об этом уникальном проекте наш канал расскажет позже.

источник

Уважаемые читатели, что вы думаете о данном вопросе. Пишите в комментариях