Найти тему

Скромный труженик великих строек. Трактор КД-35

Создание и становление отечественной отрасли строительного и дорожного машиностроения происходило в тяжелые для нашей страны периоды. Организация отрасли пришлась на эпоху после Гражданской войны, а дальнейшее становление – на время, связанное с восстановлением после Великой Отечественной войны. Для многих строительных и дорожных машин в качестве базы для установки навесных и прицепных агрегатов традиционно использовались выпускаемые промышленностью тракторы и грузовые автомобили. Как в 30-е, так и в 40-50-е годы выбор тяговых средств был очень ограничен, поэтому для строительных и дорожных машин применялись практически все доступные, выпускаемые советской промышленностью тракторы и грузовики. Поначалу это были колесные тракторы Фордзон-Путиловец, позднее –гусеничные С-60 и колесные СХТЗ-15/30, в конце 30-х – гусеничные С-65 и СХТЗ-НАТИ. Из грузовиков применялись ГАЗ, ЗИС и ЯГ.

Во второй половине 40-х годов и в начале 50-х потребности отрасли строительного и дорожного машиностроения покрывались тремя типоразмерами гусеничных тракторов – С-80, СХТЗ-НАТИ (позднее –ДТ-54) и КД-35. Основной рабочей лошадкой на стройках был челябинский 80-сильный промышленный трактор С-80, вспомогательные работы обеспечивали навесные и прицепные машины на базе сельскохозяйственных тракторов СХТЗ-НАТИ и ДТ-54 мощностью 52 и 54 л.с. соответственно. Самый маленький из выпускавшихся на тот момент гусеничных сельскохозяйственных тракторов –3,6-тонный КД-35 мощностью 35 л.с. – также не остался в стороне от строек социализма. И хотя КД-35 не был в авангарде великих дел, все же его не стоит сбрасывать со счетов: небольшие объекты и сельскохозяйственное строительство – вот области применения строительных и дорожных машин, созданных на его базе.

Базовый трактор КД-35 был создан НАТИ еще в годы Великой Отечественной войны. Машину, тогда она имела обозначение НАТИ-Кировец, планировали комплектовать дизельным двигателем, однако, за отсутствием такового, под опытные образцы приспособили карбюраторный мотор от грузовика ЗИС-5. Модификация двигателя, получившая обозначение ЗИС-5Т, развивала мощность 35 л.с. Опытная партия из 25 образцов поступила на испытания в 1944 году. Помимо бензиновых было изготовлено два образца с дизелями Caterpillar.

1 июля 1944 года вступивший в строй Липецкий тракторный завод начал производство малой серии тракторов Кировец-35, работающих на керосине. Лишь летом 1945 года на испытания вышли тракторы Кировец-Д-35 (КД-35) с отечественным 4-цилиндровым дизельным двигателем Д-35 мощностью 35 л.с. К серийному производству дизельный КД-35 был принят в 1947 году. Поначалу тракторы делали с открытой кабиной, затем в производство была внедрена закрытая кабина облегченного типа, а еще позднее – закрытая металлическая. Помимо Липецкого тракторного завода КД-35 непродолжительное время выпускался и на Минском тракторном заводе: с ноября 1950 года до августа 1951 года с конвейера МТЗ сошло 406 машин. В дальнейшем минчане выпускали для КД-35 дизельные и пусковые двигатели, которые поставляли на ЛТЗ.

В начале 50-х годов для трактора КД-35 были созданы бульдозер и скрепер.

Бульдозер Д-216 на базе трактора КД-35
Бульдозер Д-216 на базе трактора КД-35

Бульдозер Д-216 предназначался для планировочных работ на строительных площадках при перемещении грунта на расстояние до 50 м, срезки бугров, расчистки от кустарников, уборки камней, засыпки траншей и ям, а также для рыхления плотного грунта. Бульдозер являлся самостоятельным сменным оборудованием к трактору, не требующим его конструктивных изменений. Бульдозер имел тросовый привод, работающий от лебедки. Лебедка Д-221 была специально разработана для привода навесного и прицепного строительно-дорожного оборудования, работающего в составе трактора КД-35.

Основными частями бульдозера являлись отвал с ножом шириной 2 м, два толкающих продольных бруса, поперечная задняя балка и система блоков с канатом. На нижней части рамы отвала имелись пазы, в которые могли помещаться съемные зубья, применяющиеся для рыхления плотных грунтов. Позади отвала, по его краям, рядом с толкающими брусьями находились две опорные лыжи тарельчатой формы. Стойки лыж в зависимости от условий работы могли подниматься или опускаться на заданную высоту. Вес бульдозерного оборудования составлял 1152 кг без учета веса трактора.

Бульдозер Д-216 на базе трактора КД-35 с закрытой кабиной
Бульдозер Д-216 на базе трактора КД-35 с закрытой кабиной

Прицепной одноосный скрепер Д-217 к трактору КД-35 предназначался для разработки и перемещения грунта. Он имел канатный привод от лебедки Д-221. Основными частями скрепера являлись ковш, рама, дышло, ходовая часть и система блоков с канатом. На продольной дышловой балке помещались рабочая и транспортная сцепки, а также запасное колесо. Конструкция рабочей сцепки обеспечивала свободное качание и поворот скрепера во всех направлениях относительно трактора. Транспортная сцепка предназначалась для буксирования скрепера грузовым автомобилем. Геометрическая емкость скреперного ковша составляла 1,5 м3, ширина захвата по ножу ковша – 1112 мм, по боковым ножам рамы – 1200 мм, наибольшее заглубление ножа – 120 мм. Порожний вес скрепера равнялся 1240 кг.

Скрепер Д-217 в сцепке с трактором КД-35
Скрепер Д-217 в сцепке с трактором КД-35

Однобарабанная лебедка Д-221, от которой осуществлялся привод скрепера и бульдозера, монтировалась на картере заднего моста трактора КД-35 и приводилась в действие от его вала отбора мощности. При монтаже лебедки коробка отбора мощности трактора снималась. Все основные части лебедки (ведомая шестерня, фрикционная муфта, барабан с храповым колесом и тормозной шкив) устанавливались на одной общей оси, благодаря чему лебедка отличалась компактностью и простотой конструкции. Лебедка весила 270 кг, а ее тяговое усилие составляло 1000 кг.

Скрепер Д-217 (вид спереди)
Скрепер Д-217 (вид спереди)

Помимо упомянутых дорожно-строительных агрегатов к трактору КД-35 был разработан одноосный прицепной каток Д-219. Каток имел металлический кузов с открывающимися боковыми стенками для заполнения балластом. К раме катка крепились две полуоси. На полуоси с двух сторон крепились парные колеса от автомобиля ЗИС-5. Дышло, установленное в передней части рамы, заканчивалось сцепкой, рассчитанной для прицепки в рабочем положении к трактору и в транспортном положении –к автомобилю. К заднему борту подвешивался разравнивающий брус, предназначенный для разравнивания гребешков, образуемых при укатке грунта.

Прицепной каток Д-219 к трактору КД-35
Прицепной каток Д-219 к трактору КД-35

Опытные образцы бульдозера Д-216 и скрепера Д-217 были изготовлены Государственным опытным заводом Министерства строительного и дорожного машиностроения. Испытания скрепера и бульдозера проводились в производственных условиях и показали хорошие результаты, подтвердившие правильность принятых конструктивных решений.

Информацию о том, были ли изготовлены образцы катка Д-219 и выпускался ли он серийно, найти, к сожалению, не удалось. Также немало белых пятен и в истории производства бульдозера Д-216 и скрепера Д-217. Известно, что Д-216 и Д-217 выпускались на минском заводе "Ударник" в период с 1952-го (возможно, с 1953-го) по 1955 год. Не исключено, что выпуск продолжался и после 1955 года. Однако уже в 1956 году на Всесоюзной промышленной выставке, посвященной достижениям различных отраслей промышленности Советского Союза, демонстрировался скрепер Д-217, выпускаемый Осипенковским заводом дорожных машин. До какого времени производились бульдозер и скрепер в Минске, вопрос остается открытым, равно как и с какого по какой год шло производство в Осипенках (если бульдозер вообще там выпускался). Видимо, недолго, так как взамен КД-35 с 1958 года начался выпуск модернизированного трактора Т-38. В отраслевых справочниках какие-либо дорожно-строительные машины на базе Т-38 отсутствуют.

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

#ссср #трактор #бульдозер #стройка #завод #техника #история #машина #скрепер #каток