Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Желтый в античности: Гелиос, невесты и золотые бусики

"Влияние" цвета на человека, символика цвета - продукты культуры, которые родились не сейчас и не сразу стали такими, какими они являются в начале XXI века. Более того, смыслы и особенности влияния цвета не будут такими вечно. Почему? Человек - сложное, неизмеримое и метаморфичное существо, которое меняет мир и меняется само. То, что было понятным и принятым вчера - меняется сегодня и наверняка изменится завтра. Так, зеленый перестанет "успокаивать" и начнет сигнализировать о развитии или экологичности; пурпурный из цвета императоров превратился в знак королевского траура, затем в разбелке стал цветом старушек (вспомните бабушкины волосы), а потом символом анимешной магии и мультипликационных единорогов!

Цвета за всю историю много раз меняли значения и функции. И мы должны помнить о том, что их смыслы - игра, в которую играть нам столько, сколько существует свет и человечество.

Начали рассматривать историю цвета тут.

Черный. Красный. Желтый.

Сегодня желтый в античности.

Пафос. Мозаика "Дионис"
Пафос. Мозаика "Дионис"

На античность - Крито-Микенскую, древнегреческую и древнеримскую смотреть очень интересно: эта культура - то, что станет Европой, а затем Западом (нашими "западными партнерами"). То есть, античность - колыбель Запада, и многие ее феномены (идеи, нормы, ценности), процессы были транслированы в современность. Мир до сих пор пользует идеи "демократии" (будем честными - рожденные в период жесточайшей эксплуатации человеческого труда - рабовладения).

Греческий вариант спа - рабыни обеспечивают релакс
Греческий вариант спа - рабыни обеспечивают релакс

Также сегодня функционирует идея агональности (состязательности) - трансформировавшаяся в идеалогии европоцентризма и атлантизма. "Лицо" античности узнаваемо во множестве "лиц" англо-саксонской культуры...

Награждение олимпионика. Олимпийские игры - агон = сотязание, борьба
Награждение олимпионика. Олимпийские игры - агон = сотязание, борьба
Яблоко раздора. На нем написано - "Прекраснейшей". С яблока (и спора богинь - чье оно) началась Троянская война. Спор богинь - агон. Войны - агон. В общем, вы поняли суть  идеи
Яблоко раздора. На нем написано - "Прекраснейшей". С яблока (и спора богинь - чье оно) началась Троянская война. Спор богинь - агон. Войны - агон. В общем, вы поняли суть идеи

Античная культура обретала особенности палитры цветов в своем стремлении к гармонии богов, людей, героев и государства - идеях космоцентризма и затем - антропоцентризма. Так, цвета полагали выражением сил универсума, космической гармонии, в которую вписан человек. Так, в раннем мифомышлении смыслы цвета связывали с природой, пусть и опосредованно - в художественных образах разнообразных богов. Затем свершился перехд от мифа к логосу - из размышлений о бытии богов "изгнали", заменив их физикой. Философы-досократики (жившие до Сократа, натурфилософы - "физики") пытались понять истоки возникновения космоса, искали его основы. И в этом поиске цвету отводилась важная роль - служить качеством "кирпичиков" мироздания (цвет воздуха, цвет воды, цвет земли, цвет огня).

-5

Мифомышление не исчезло вместе с возникновением философии - долгое время они существовали в античной культуре параллельно. Поэтому "естественность" цвета (от философских идей) и "религиозность" (от мифологических представлений) в социокультурном пространстве сливались.

Желтый, согласно этим синтетическим мировоззренческим представлениям принадлежал Гелиосу и позже Аполлону (с коим Гелиос сблизился по функциям и был подменен) – Солнцу.

Гелиос - бог Солнца.
Гелиос - бог Солнца.
Аполлон - позднее бог Солнца, покровитель искусств. Фрагмент картины Джованни Андреа Сирани.
Аполлон - позднее бог Солнца, покровитель искусств. Фрагмент картины Джованни Андреа Сирани.

Также этот цвет относили к Зевсу, повелевающему небом и, соответственно, всеми его явлениями.

Статуя Зевса в Олимпии - одно из чудес света (не сохранилось). Скульптор Фидий (ни одна из его скульптур не сохранилась)
Статуя Зевса в Олимпии - одно из чудес света (не сохранилось). Скульптор Фидий (ни одна из его скульптур не сохранилась)

Дополнительная семантика желтого косвенно продолжала сакральные связи - указывала на жизненную энергию, благополучие, великодушие и ум.

Переживание желто-золотого в качестве символа высших богов не ограничивало его использования людьми.

В первую очередь из божественного желтого = золотого - делали деньги.

Прекрасная греческая монетка. Сатир и белуга. Рыбы часто встречаются на деньгах. Чаще всего осетровые.
Прекрасная греческая монетка. Сатир и белуга. Рыбы часто встречаются на деньгах. Чаще всего осетровые.
Еще одна греческая
Еще одна греческая
Статер - золотая монета
Статер - золотая монета

Также критяне, греки, римляне очень любили золотые украшения. Археологи обнаружили в захоронениях множество артефактов из желтого драгоценного металла. Заколки, бусы, серьги, кольца.

Серьги. Др.Греция
Серьги. Др.Греция
Тиара. Др.Греция
Тиара. Др.Греция
Колье. Др.Греция
Колье. Др.Греция
Чаша. Микены.
Чаша. Микены.
Перстень. Др.Рим
Перстень. Др.Рим
Фибула - застежка для плаща
Фибула - застежка для плаща

Для мертвых были свои украшения - золотые маски. Конечно, этой чести удостаивались самые знатные представители античного социума.

Погребальная маска Агамемнона - царя Микен
Погребальная маска Агамемнона - царя Микен

Простые люди любили желтый. Светлая наполненность цвета обусловливала приоритет выбора одежды солнечного цвета в праздник.

Невестам предписывалось носить желтый в день бракосочетания.

Древнеримская свадьба
Древнеримская свадьба

Богатые люди могли себе позволить золотые обручальные кольца.

Обручалочка
Обручалочка
Снова обручалочка
Снова обручалочка

В повседневности ношение цветной одежды не особо приветствовалось. А с возникновением идей о гражданской сознательности греки, а позднее и римляне вовсе решили экономить и не тратить деньги на дорогие крашеные ткани, утварь, мебель и золотые украшения.

В следующей истории обсудим желтый в европейской культуре.