«Восемь» – произносит скульптор-алкоголик по имени Куба в польском фильме «Петля».
При таком обилии сборников и концертников, нумерация студийных альбомов Grateful Dead прощупывалась как пружина в антикварном стуле.
Восьмой так восьмой.
Число не имеет значения. Значение имеет музыка, за которую заплачены деньги. Значение имеет время, потраченное на поиск пластинки под нелепым названием «Блюзы для Аллаха».
Ну и самое важное – убедить себя, что ты, обманутый с точки зрения прежнего хозяина диска, оставшись наедине с добычей, сможешь расшифровать её тайнопись без алхимических аллегорий и пошлых картинок таро.
На восьмом диске духовые, помимо флейты, присутствуют символически, как массовка в финале «Бориса Годунова», что позволяет квалифицировать эту работу как Bitches Brew без духовых, где Майлс Дэвис не появляется на сцене, довольствуясь функциями режиссера-постановщика.
Придуманная категория funky bluegrass также не лишена логики и смысла.
Медная группа, сопровождавшая предыдущий Wake of The Flood незримо, подобно похоронному оркестру в лабиринте восточных улочек, снова вынырнет на «Черепашьем полустанке», весьма уместно проявив себя в пьесе Уира и Барлоу «Пророк». Вкрадчиво, но очень кстати, ближе к финалу этой мистической истории.
А в психоделическом хадже нас сопровождает негромкая флейта Стивена Шустера, чья репутация среди профессионалов намного превышает суетную популярность этого музыканта у простых меломанов.
Текучесть, перемежаемая едва заметными склейками, рождает ощущение нескольких рек в едином русле, не создавая досадных пауз. Многие композиции разграничены только по названиям на обложке – как, например, «Шарики царя Соломона» и «Доение индюка».
Blues for Allah – из тех альбомов, что отталкивают профана ударом невидимого луча, в отличие от более уязвимых живых двойников Джерри Гарсиа. Он подобен Скинии Завета или алтарю, сооруженному по канонам оккультной обороны. Осквернителя неизменно охватывает суетливая тревога, словно он куда-то не успевает, а что-то уже упущено бесповоротно.
Как в пустыне, так и в густонаселенных районах имеются места, готовые к поглощению без исчезновения. Пассажир или прохожий фиксирует мелочи, не ощущая, как кто-то в буквальном смысле перемывает ему косточки. Вспомним мертвую хватку Кейси Джонса на последнем треке Workingman’s Dead…
В числе необычных происшествий в песках мираж занимает почетное место.
Если гитарные опусы Чака Берри напоминают стрельбу холостыми в пустом помещении, где всё украдено до нас, то Джерри Гарсиа столь же однотипными поливами орошает кладбище-оазис с качелями и каруселью вместо надгробий. Нечто похожее на космический некрополь, показанный в одном из эпизодов «Сумеречной зоны».
Так, взамен эклектики, рождается совершенно новая, но далеко не абстрактная композиция – не пресловутая стилизация под это и под то, а стиль, подстерегающий адептов в аллеях будущего, румяный и опрятный, как мумия в мастерской умелого таксидермиста.
Помимо извилистых, но очевидных сближений Мертвеца с Traffic и Jethro Tull, в «Блюзах для Аллаха», как нигде более, слышны мотивы главного антипода данной группы.
Лу Рид и фриско-саунд – казалось бы, вещи не совместимые. К тому же окруженные сонмищем ненавидящих или просто равнодушных. Тем не менее, такие сближения возможны на колесе обзора Бесполезных ископаемых.
«Аллах» затянут в той же степени, в какой сокращены «Берлин» и «Мелоди Нельсон» Сержа Генсбура, не говоря про Hunky Dory, чья каждая пьеса выглядит как заготовка для полнометражного мюзикла.
В начале разговора нами не был обойден Estimated Prophet Уира и Барлоу. Альбом Blues for Allah украшает другая песня этих же авторов, напоминающая Chicago, позднего Элвиса и Джека Брюса. Помимо монолитной структуры эта песня имеет два очевидных достоинства. Во-первых, интенсивная перекличка солиста с ослепительным контральто Донны Джин Тэтчер, чей голос украшает Suspicious Minds. И это лишь верхушка айсберга её дискографии.
Во-вторых, само название песни – «А музыка играла без конца…»
There's a band out on the highway
They're high steppin' into town
It's a rainbow full of sound
It's fireworks, calliopes and clowns...
👉 Бесполезные Ископаемые на Радио России каждый понедельник в 21.10
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК
#музыка #рок-музыка #рок #музыкальные альбомы #grateful Dead #культура #поп-культура #бесполезные ископаемые