16 марта 2022 года в средствах массовой информации прокатилась весть о том, что представители Украины на переговорах с российской стороной пытаются продвигать идею создания государства Украина с нейтралитетом по типу австрийскому или шведскому.
Попробуем объективно оценить оба эти варианта.
Действующая сегодня Конституция Австрии представляет собой не единый акт, а серию конституционных актов и конституционных положений, включённых в обыкновенные законы.
Главным конституционным актом страны является Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года, в редакции 1929 года.
Согласно этому Закону: «… Австрия является федеративным государством...
Для каждой земли устанавливается своё гражданство. С гражданством земли приобретается и гражданство Федерации. Все граждане Федерации равны перед законом.
Привилегии в зависимости от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются.» (ст.1-7)
13 мая 1955 года был принят Договор о Независимости Австрии, в котором был прописан нейтральный статус Австрии.
26 октября 1955 года Австрийский парламент принял «Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии», который считается составной частью Конституции Австрийской Республики:
«С целью прочно утвердить во вне свою независимость и с целью обеспечить неприкосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своём постоянном нейтралитете.
Австрия будет сохранять и защищать его с помощью всех имеющихся у неё средств.Чтобы гарантировать достижение этих целей, Австрия никогда в будущем не вступит ни в какие военные союзы и не допустит создание на своей территории военных баз иностранных государств.».
Однако, уже в 90-ые годы Австрия открыла своё воздушное пространство для авиации НАТО, во время Войны в Персидском заливе (1991) и Операции против Сербии (1999). Помимо этого, Австрия участвует в программе НАТО Партнёрство ради мира и её войска принимали участие в миссии миротворцев в Боснии.
В настоящий момент в Австрии на политическом уровне ведутся активные споры о присоединении к НАТО.
Таким образом, нейтралитет Австрии следует считать весьма условным.
Швеция после своего практически 200-летнего военного нейтралитета отказалась от него. Почему это неизвестно представителям Киева, непонятно.
В 2009 году Швеция заключила соглашение о взаимной обороне с ЕС и другими северными странами.
Швеция является активной участницей миротворческой деятельности по всему миру. Представители государства работают в рамках множества миссий ООН и ОБСЕ.
С начала 1990-х годов начинается сближение Швеции с военно-политическим блоком НАТО. Швеция вносит свой вклад в различные боевые группы НАТО и ЕС и участвует в международных организациях.
В январе 1991 года было принято решение об отправке военного госпиталя (390 человек и 200 тонн оборудования и имущества) для участия в войне в Персидском заливе.
В 1994 году Швеция присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», с 1997 года является ассоциативным членом Совета евроатлантического партнёрства.
На территории Швеции находятся учебные центры программы «Партнёрство во имя мира» (Kungsäng, к северу от Стокгольма).
В 1992—1995 гг. шведские военнослужащие участвовали в миротворческой операции UNPROFOR на территории Югославии, потери шведского контингента составили 4 военнослужащих погибшими
С 1999 года контингент Швеции находится в составе сил KFOR в Косово.
С марта по октябрь 2011 года Швеция была участником международного контингента НАТО в войне в Ливии.
В августе 2015 года военнослужащие и военные инструкторы Швеции были отправлены в Ирак.
С 2002 до 2021 года Швеция принимала участие в войне в Афганистане.
В мае 2016 года опрос впервые показал, что больше шведов выступают за членство в НАТО, чем против него. Все политические партии, входящие в правоцентристскую коалицию, выступают за полное членство в НАТО.
С 2002 до 2021 года Швеция принимала участие в войне в Афганистане.
Приведённые выше данные из открытых источников свидетельствуют о том, что фактически ни Австрия, ни тем более Швеция нейтральными государствами не являются.
Эти общедоступные сведения не могут не быть известны Зеленскому и его команде.
Их «предложение» по нейтральному статусу будущей Украины является очередной мошеннической уловкой, направленной на «забалтывание» переговоров как таковых и нацеленной на их затягивание. Это предложение вообще не может являться темой для рассмотрения.
Результатом переговоров, представляется, может быть только полная капитуляция нацистского режима, а основанием для прекращения специальной операции – достижение всех трёх целей, обозначенных Президентом России.