Где заканчивается любовь к игре, и начинается самоутверждение за ее счет
Начнем с аксиомы – каждый играет так, как он хочет. Глупо пытаться кого-то судить за то, что ему нравится какая-то конкретная игра, и какие-то определенные механики. Как известно, в одно и то же можно играть очень по-разному, и каждый получает удовольствие от чего-то своего. Кто-то от сражений, кто-то от изучения локаций, а третьи просто от атмосферы.
Проблема в том, что для многих любовь к игре перерастает в фанбойство (хотя можно называть это и иначе) – святую уверенность в том, что эта игра идеальна буквально во всем. Обычно таких людей отличает токсичность по отношению к игрокам, которые таких восторгов не разделяют, или просто имеют свое мнение.
И убежденность в том, что только они – ОНИ ОДНИ – знают, как в нее надо играть. Которую они весьма агрессивно навязывают всем остальным, даже если их об этом не спрашивали.
ДИСКЛЕЙМЕР. Когда люди могут получать удовольствие от одной и той же игры годами – это замечательно. И мы не ставим целью кого-либо оскорбить этим материалом. Более того – многие из нас немного фанбои, каждый время от времени неадекватно реагирует, когда дело доходит до его любимой игры.
Так что это, скорее, портрет явления – не самого приятного в культуре гейминга, но, наверное, неизбежного.
«Я – бог игры»
Чтобы у игры появились свои фанбои, она должна быть хорошей. Даже лучше средней. Должно в ней быть что-то, что способно зацепить игрока надолго. Обычно это игры, требующие глубокого погружения в геймплей и скилла. То есть те, в которых ты можешь постоянно совершенствоваться. Dark Souls, League of Legends, Dota 2, Hollow Knight. В одних ты постоянно практикуешься в искусстве переката. В других – в умении ганкать врагов, а в третьих – просто все лучше и лучше познаешь мир и лор игры.
И не все в итоге выдерживают проверку на адекватность. Некоторые так преисполняются своим мастерством и познаниями в игре, что в их головы просто не приходит мысль о том, что кто-то может точно также разбираться в игре, как и они. Более того – мысль о том, что они не самые-самые, может причинять им практически физическую боль.
Реакцией на это и является агрессия в отношении других игроков. Иногда пассивная – в виде снисходительного тона. Иногда вполне активная – «да ты казуал, иди играй в веселую ферму».
Плохо все это в первую очередь потому, что при всех познаниях фанбоя в игре, он совсем необязательно должен быть прав. Все-таки игры – вещь субъективная. И стиль игры – тоже. Но фанбой уверен, что правильно играет только он. Если речь про Hollow Knight, то он в назойливой форме будет вам рассказывать, что на самом деле с Бледным королем случилось именно то-то и то-то, при том, что разработчики в общем-то многое оставили на откуп фантазии геймеров. А любые попытки сказать, что мнение фанбоя – не единственно верное, тут же вызывают у него агрессию.
Если речь про Dark Souls, и ты не с первого раза победил всех боссов в первом прохождении, то фанбой будет рассказывать, что ты казуал, и это не лечится, просто «забудь, эта игра не для тебя». При том, что Dark Souls – игра хоть и замечательная, но далеко не идеальная. И негатив в ее адрес со стороны игроков (в том числе не казуальных) вполне может быть оправданным. Но нет, фанбои уверены, что игра непогрешима, и, если ты не знаешь ее наизусть – то ты просто ее недостоин.
Два друга – я и разработчик
Еще одна сторона фанбойства заключается в том, что геймеры, посвятившие очень много времени какой-то игре, начинают верить в то, что ее создатели – непогрешимые гении. И все составляющие этой игры – хорошие и откровенно кривые – в равной степени являются частями гениального замысла разработчиков.
Вообще, когда чувствуешь, что ты понимаешь ход мысли разработчика, что вы думаете схожим образом – это приятное чувство. НО. Нередко происходит, что фанаты начинают выдавать желаемое за действительное. Придумывать оправдания откровенной халтуре со стороны авторов любимой игры. Выдавать собственные мысли об игре за правду в последней инстанции – мол, именно так все задумывал создатель, а все, кто думают иначе – просто нубы.
К чему это в итоге приводит? К тому, что откровенные проблемы игры воспринимаются фанбоями как «фичи». И это дает разработчикам карт-бланш – они могут не делать ничего нового, а просто постоянно воспроизводить свои же кривые механики. Просто благодаря тому, что чрезмерно преданные фанаты не в состоянии понять, что их снова и снова «кормят» одним и тем же. И нет, это не «дань классике», а банальное понимание авторами игры того, что их коммьюнити будет слепо принимать давно избитые старые приемчики.
А вот делать что-то новое – это действительно риск.
Потому что еще одна яркая черта фанбойства – крайний консерватизм и неспособность принимать это самое новое. Ведь что-то новое им придется осваивать и познавать заново, наравне со всеми. А это больно бьет по ЧСВ.
Игра – это ее фанаты
Но у любой медали – две стороны. И отчасти фанбойство – это вполне нормальная вещь. Ведь, если игра хорошая, и имеет сильную фанбазу, то она естественным образом обрастает собственной мифологией. И даже больше – в ней появляются смыслы, которых разработчики могли туда даже близко не вкладывать. Потому что игры – это уникальное, интерактивное развлечение. Соавторами в котором выступают геймеры. И, чем больше свободы самовыражения игра дает людям, тем более они ей преданны.
Наверное, каждый из нас время от времени ведет себя как фанбой, когда речь заходит о любимой игре. Внутри просыпается тот самый ЧСВ-шник, которому до крайности неприятно осознавать, что он не единственный, кто хорошо знает игру, и получает от нее удовольствие. И в глубине души мы, конечно же, думаем, что правильно-то играем только мы.
И ничего страшного в фанбойстве в общем-то нет – до тех пор, пока человеку хватает адекватности не «токсить» других игроков. И, что тоже важно – видеть, что любимая игра неидеальна. Потому что, если мы все станем прощать разработчикам халтуру и небрежное отношение к нашему времени (как бы мы ни любили их детища), геймдев просто перестанет развиваться.
А как вы относитесь к фанбойству? Поделитесь мнением в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!
#компьютерные игры #гейминг #хардкорные игры #мнение об игре #hollow knight #разработка игр #психология