Если в Нижнем Новгороде спрашивают про интересные современные здания, то в пример приводят творения дуэта архитекторов Пестова и Харитонова 90-х годов XX века.
После перестройки нижегородская архитектурная школа первой заявила о себе. Не только в столичных Москве и Санкт-Петербурге строили дома, которые поражали современников.
Этих домов в городе несколько. Но именно вокруг одного из них ходил немецкий архитектор, обнимал и целовал здание. А туристы любят сравнивать творения архитекторов Александра Харитонова и Евгения Пестова с рижским югенд-стилем и спрашивать, когда построены здания: в начале XX века или это современные проекты?
Я вам приведу несколько примеров югенд-стиля из Риги, часть авторства Михаила Эйзенштейна - отца знаменитого советского режиссёра. Архитектура перекликается с нашим банком "Гарантия", как мне кажется).
Тогда Евгений Пестов и Александр Харитонов считали, что новые здания надо встраивать в старые улицы. Они должны заполнять освободившиеся пространства и ни в коем случае не давить на дома, которым больше сотни лет. Архитекторы верили, что старый город можно сохранить, и в своих лучших зданиях подражали истории, адаптировали постройки к улицам.
Улица Малая Покровская, по которой когда-то проходила граница Нижнего Новгорода, заполнена каменными купеческими домами и зданиями, относящимися к ФСБ. Тут требовалось переход от купечества и органов к новому этапу – современной архитектуре.
В 90-е коммерческая застройка еще не успела начать шествие на исторические кварталы, где сохранялся «дух места».
Налоговая и банк, как братья, которых разлучили, но всем очевидно их сходство. И там, и тут плавные переходы стен, фигурные башни, перетекающие объемы, коллажи из частей. Одно здание на Малой Покровской, второе на пересечении улиц Фрунзе и Большой Печерской.
Согласно одной из местных нижегородских легенд, все здания по этой стороне улицы Малой Покровской, исключая современный банк «Гарантия» (он же сейчас "Саровбизнесбанк"), связаны между собой подземными переходами. Когда слева от новостройки, в Доме бракосочетания в 1970-е проводили очередной ремонт, под досками пола обнаружили железные листы. Рабочие стучали в начале прохода молотками, из соседнего дома пришел человек «в погонах», и попросил вход заделать. Справа от банка и вовсе здание НКВД-КГБ-ФСБ, где в подвалах была тюрьма для узников чрезвачайки, как пишут в воспоминаниях. А вроде бы ничем не примечательный купеческий дом на котором долго висели таблички, запрещающие его фотографировать. Сейчас их нет.
История у зданий здесь не сложная, и тем интереснее авторам было вписывать сюда творение новой архитектуры.
Банк «Гарантия» строили, когда правление кредитной организации возглавлял Сергей Кириенко. В те времена он был премьером и носил в местных кругах прозвище «Киндер-сюрприз». Здание банка можно тоже назвать сюрпризом.
Благодаря Кириенко новостройка стала символом города – в конце девяностых ее печатали на открытках, на коробках конфет, на майках. Практически, банк «Гарантия» оттеснил на второй план более старые достопримечательности и даже кремль.
Спасибо за фото https://apn-nn.com
Внешне здание напоминает сказочный домик из историй братьев Гримм. А так, как он хранит банковские ценности, то многие зовут его сундучком. Тому немало способствуют округлые формы здания и вход в виде замочной скважины. Мне же всегда, еще с детства, казалось, что центральный вход напоминает застывший водопад: портал с колоннами как вода летит вниз и стекает на асфальт ступеньками.
В Нижнем Новгороде есть еще один банк, который является и символом, и достопримечательностью города. На главной улице Большой Покровской стоит здание-замок, выстроенное к 300-летию династии Романовых. В 1913 году последний русский император Николай II приезжал на его открытие. Внутри здание украшают росписи по эскизам великого художника русских сказок Ивана Билибина. А вход банка «Гарантия» украшают сказочные жар-птицы из керамики в билибинском русском стиле – перекличка между двумя символами одного города.
Банковский дом можно долго рассматривать и подмечать всё новые детали. То неожиданно замечаешь капитель на крыше, которая напоминает приземлившуюся летающую тарелку. То в поле зрения попадет боковой вход, который прикрывают жар-птицы, но уже собранные из железных прутьев.
Также вдруг всплывает в процессе знакомства с домом, что в небольшом здании длиной 24 метра и лимитированной высотой в тройку этажей, сразу три учреждения сидели изолировано друг от друга. В левой части, выходящий к Дому бракосочетания, располагались его вспомогательные службы. Со входа в виде замочной скважины вас встречал банк, ныне сменивший название на «Саровбизнесбанк». А справа надежно обосновался Пенсионный фонд. И удивляешься, как ты этого раньше не замечала, если у каждого входа свои акценты и украшения? Сейчас, правда, только банк и фонд. Не всегда архитекторам удается сохранить единство восприятия всего объема здания.
Александр Харитонов трагически погиб в 1999 году в автокатастрофе. Он был звездой архитектурной сцены – с его мнением считались власти, всегда слушали заказчики, о нем писали. Почти все девяностые Харитонов был главным архитектором города. На его счету около тридцати зданий. Нижний Новгород начал меняться, обрастая новыми оригинальными домами, и стал архитектурной столицей страны. За проектирование и строительство в городе на слиянии Волги и Оки отвечал не чиновник, а признанный за рубежом и в стране специалист. Было чему завидовать.
Именно Александру Харитонову удалось добиться запрета на строительство в историческом центре типовых панелек и на примере его творений мы видим, что надо делать с этими территориями. У него было любимое слово – «вкусно». Сейчас оно отлично описывает работы архитектурного дуэта в девяностые.
Именно Харитонов открыл Нижний Новгород после долгих лет закрытости для мира и для страны. С его смертью должность главного городского архитектора убрали, закончилась и эпоха расцвета нижегородской архитектуры.
Не многие горожане, кстати, знают, что улица справа от банка «Гарантия», уходящая к оврагу (она же в будущем бульвар) носит имя Харитонова. Вид у неё не примечательный.
На ней, кстати, спряталась вторая очередь банка, уже совершенно другая. Хотя разница между постройками всего два года.
Из-за наклонного фасада создается ощущение, что здание, как корабль вплывает на край крутого откоса. Было за что назвать его «Титаником».
Будущий бульвар имени архитектора идёт мимо второй очереди банка «Гарантия» и выходит на бровку полузаброшенного оврага, слева на фотографии выше. Оврагов в городе много и Александр Харитонов считал, что эти места дают возможность новой архитектуре заявить о себе. Здесь домам не с кем конкурировать, они могут развернуться во всей красе. Это ресурс для развития города. Планировалось, что по дну оврага пойдет дублер главной пешеходной улицы города Большой Покровской, а отвесные склоны заполнятся жилыми домами. Прошло два десятка лет, а бульвар имени Александра Харитонова по-прежнему идет по полузаброшенной бровке оврага и упирается в улицу Грузинскую, где архитектор жил. Выходит на Грузинку практически у того места, где стоит дом с мемориальной доской памяти Харитонова.
Не, ну был у нас в запасе один лонгрид, дальше будет попроще, дальше есть в запасе тексты покороче. Но хочется же о городе, нижегородских идеях и деталях рассказывать много и подробно).