Найти тему
Наталья Баева

Поэт - гражданин

Некрасова принято считать неким рубежом в русской поэзии: ДО - можно было прославиться романсами и элегиями, ПОСЛЕ - читатели не поняли бы, не приняли бы поэта без гражданской позиции. Хотя, конечно, в придачу к "позиции" и талант крайне желателен...

Так что же, Некрасов - и в самом деле "поэт одной темы"? Школа способна в этом убедить, но... а как же целый пласт его лирики? И гражданской, и любовной?

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!

И это тоже - Некрасов.

Если у человека литературная репутация безупречна, как же друзьям-соперникам не раздуть историю из его попытки жениться на чужой жене?

Авдотья Панаева - жена весьма посредственного журналиста, была предметом восхищения многих и многих. Но двадцатидвухлетний Некрасов оказался настойчивее других. Просто полюбил...

Авдотья Панаева акварель
Авдотья Панаева акварель

И благодаря этому чувству родился прекрасный лирический цикл стихов. И пусть кто хочет сплетничают про "брак втроём".
Панаев фактически уступил Некрасову женщину, к которой был равнодушен, но невозможность развода с мужем и нового брака - это мучило. Впрочем, ведь их союз был ещё и творческим: Панаева - писательница. Несколько повестей, написанных в соавторстве были действительно хороши. Но любовь оказалась трудной и мучительной. Для обоих.
Двадцать лет они то расставались, то снова съезжались, то "порывали отношения", то бурно и пылко мирились.
Авдотья Яковлевна, наконец, овдовела. И вышла замуж... за другого. Стала счастливой матерью.

Авдотья Панаева ФОТО
Авдотья Панаева ФОТО

Безумец! Для чего тревожишь
Ты сердце бедное свое?
Простить не можешь ты ее –
И не любить ее не можешь..."

Женился и Некрасов. На крестьянке по имени Фёкла.
Девушка очень старалась "соответствовать" - научилась грамоте, охотно бывала в театре и на выставках, знала наизусть много стихов.

-3

Интересно, что Фёкла вполне разделяла страсть мужа к охоте, и с радостью составляла ему компанию. Сама седлала коня и выезжала в мужском охотничьем костюме, который ей шёл необыкновенно.
Почувствовала, что имя её слишком простонародно для круга, в котором она оказалась - и не возражала, когда муж называл её Зиной. Зина Викторова. Адресат нескольких стихотворений, добрая и заботливая сиделка при муже, уже очень больном. Законная наследница.

-4

Только почти всё наследство прибрала к рукам родня Некрасова - и Зинаида Николаевна не стала судиться. Осталась ни с чем, но ни разу не позволила себе жаловаться, просить, объяснять, ЧЬЯ она вдова... Купила себе место возле могилы мужа. Лишь двадцать лет спустя получила пенсию от Литературного общества. Жила в Саратове, учительствовала, встречалась с литераторами, делилась воспоминаниями...

***

А вот ещё одна страсть Некрасова - к карточной игре - никого не возмущала. Вероятно потому, что он не проигрывал. Небывалая удачливость? Или заоблачный профессионализм? Но как бы то ни было, а отыгрался поэт за всех своих неудачливых дедов - прадедов. Вернул родное село Грешнево, ставшее дачей. Щедро вкладывал деньги в издательские проекты.
Но о каких же суммах шла речь? Это были десятки и сотни тысяч!
Игра с министром финансов стоил последнему... более миллиона франков.

"Какой же это народолюбец?!" - пожалуй, возмутится читатель - максималист. Ну что ж, куда больше поводов для такого возмущения найдётся у того, кто прочтёт книгу Корнея Чуковского о Некрасове и литераторах из его окружения. Не пощадил Корней Иванович своего героя (и своего любимого поэта). Собрал под одну обложку столько смешного компромата! Смешного на расстоянии в полтораста лет. И не скрыл того, что Некрасов сам страдал от своей "несчастной двойственности".

Живой, грешный, очень интересный и бесконечно талантливый человек, Некрасов вовсе не нуждается в ретушировании, в подгонке его под некий идеал "образцового демократа".
Разве солдат может быть образцом гуманизма? А Николай Алексеевич ощущал себя именно солдатом. Бойцом.
"Пускай наносит вред врагу не каждый воин - но каждый в бой иди! А бой решит судьба".

Именно после Некрасова стали смешны жрецы чистого искусства, готовые "в годину горя красу ланит, небес и моря, и ласки милой воспевать". Именно после него стал возможен и Маяковский: "И песня, и стих - это бомба и знамя!"

Не поэтому ли Некрасов... не то, чтобы сосем исчез из школы (совсем убрать всё же как-то неудобно), но из всего его многообразного наследия оставлено лишь то, что прежде предусматривалось программой детского сада?!
"Мороз-воевода", "Генерал Топтыгин", "Мужичок с ноготок"...

Почему новому поколению вдруг стало нежелательно сочувствовать, любить, негодовать?! Испытывать все те эмоции, которые Некрасов отлил в чеканную формулу:
"Поэтом можешь ты не быть, но ГРАЖДАНИНОМ быть - обязан!"

(Ещё публикации о "школьной классике здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/putevoditel-po-kanalu-shkolnaia-klassika-622e52daacc1c97a9246b818)