Наша страна живет под санкциями долгие годы. Именно они сформировали иммунитет у старших поколений к самой возможности экономических потрясений. Однако молодёжь, выросшая в мирное и благополучное путинское время, крайне инфантильно реагирует на вызовы современности, опасается ограничений комфорта и свободы в условиях наращивания санкционного давления на Россию. Отсюда лейтмотив статьи – показать обратную сторону санкций, продемонстрировать новые возможности, которые открываются перед отечественными производителями, и, безусловно, рассмотреть успешные кейсы ведения бизнеса в РФ.
Уход западных корпораций с российского рынка освобождает гигантскую нишу для локальных фирм. К ним относятся как региональные стартапы, так и федеральные сетевые компании. Первые представлены нашумевшими проектами InDriver якутского предпринимателя Арсена Томского (российский сервис для заказа такси), рязанская Avrora Robotics по разработке системы автопилотирования сельскохозяйственной техники или Bionovatic татарских учёных, придумавших новые технологии в области производства и внедрения микробиологических препаратов для растениеводства. Данные стартапы отражают сразу несколько важнейших направлений жизнедеятельности – логистика, цифровые площадки и сельское хозяйство. Это не предел российских технологических возможностей, а их точечная демонстрация. Что же касается сетевиков, то здесь уместно вспомнить «NL International», специализирующуюся на напитках, косметических средствах и предметах домашнего уюта, проект «Сибирское здоровье» по производству и продаже продуктов для здоровья и красоты, GreenWay и Faberlic, основной вектор которых направлен на реализацию косметической продукции и эко-питание. Заметьте, сейчас речь идёт о тех, кто не первый день на рынке и у кого уже есть свой покупатель. Перед нами реальные истории успеха российского бизнеса в абсолютно разных проявлениях.
Перейдём к насущному: есть ли в России альтернативы Zara и H&M или ресторанам общественного питания? Наша страна прекрасно адаптировала идею шоурумов с качественными вещами отечественного производства. Более того, отечественный маркетплейс «Вайлдбериз» предлагает огромное количество одежды разных дизайнеров из разных регионов страны. Также существуют и аналогичные ушедшим компаниям вещевые сети O’Stin или Zolla, где можно найти первоклассную одежду по доступным ценам. Остаются на рынке и российские бренды, которые легко можно было принять за зарубежные: Incity, Kira Plastinina, Love Republic, Sela, Lime, Gloria Jeans и др.
С общепитами в России нет и никогда не было проблем. Достаточно упомянуть «Додо Пицца», «Теремок», «Стардогс» – все они предлагают уникальное меню, ещё в досанкционные времена ежедневно их рестораны посещали десятки тысяч людей. Традиционными «Макдоналдс», «KFC», «Burger King» выбор не исчерпан, и дело даже не в патриотическом настрое, а в объективной оценке соотношения цены и качества в отечественных заведениях быстрого питания. С кофейнями ситуация идентичная – помимо американского «Старбакс» на территории страны и не только крупных городских агломераций работают удмуртская сеть «Coffee Like» и «Surf Coffee» московского бизнесмена В. Суханова, насчитывающие суммарно более 350 точек в регионах. Примечательно, что отечественный бизнес за последние годы значительно омолодился, указанные выше бренды были основаны молодыми предпринимателями. Россия – страна стартапов с прозрачными правилами создания и ведения бизнеса. Этот фактор обуславливает колоссальный приток молодежи в российские маркетплейсы.
Мы убедились: в России есть адекватная альтернатива западной продукции, созданная не вчера и не сегодня, доказавшая свою состоятельность годами работы на отечественном рынке. В сложные времена таким предприятиям государство окажет всестороннюю поддержку – власти предложили механизм по вводу временного управления российским имуществом иностранных компаний, которые сами акционеры больше не хотят развивать. Это первый шаг к национализации западного капитала, продиктованный необходимостью сохранения рабочих мест для сотен тысяч наших граждан и освобождению ниши от монополистов. На фоне решительных действий руководства также очень показательно выступление единым фронтом отечественного бизнеса, запустившего флешмоб в соцсетях #СделаноВРоссии, который на сегодняшний набрал день более полумиллиона публикаций.
Таким образом, напрашивается вывод: санкции рождают возможности, позволяют вывести экономику из зависимого положения в продуктивное русло и сплачивают государство, бизнес и людей в период новых поисков и вызовов.
Илья Гераскин, политолог,
член Экспертного клуба «Дигория»
#Россия #санкции