В известном голливудском фантастическом фильме «Я легенда» с Уиллом Смитом в главной роли есть кадры, на которых видна автозаправка с хорошо различимым ценником на бензин в постапокалиптическом Нью-Йорке. Так вот, Апокалипсис ещё не наступил (вроде бы), а бензин в США уже стоит больше! В первую декаду марта цены на этот вид топлива в Штатах перепрыгнули предыдущий исторический максимум, пришедшийся на июль 2008 года – 4,11 доллара за галлон (3,785 литра). Эти цифры сейчас больше и, похоже, предел ещё не достигнут.
Впрочем, в этой статье мы не хотим делать прогнозов и обсуждать текущую геополитическую ситуацию в мире с вытекающими из неё последствиями для экономики. Мы лишь хотим напомнить вам кое-какие интересные факты о бензине как таковом!
От керосина к бензину
Собственно, топливом номер один бензин стал всего около столетия назад. До этого куда более популярным продуктом перегонки нефти был керосин, который использовался, в основном, для отопления и освещения помещений. А бензин применялся гораздо более узко, например, в качестве чистящего средства, а также как антисептик. И продавался он в аптеках, расфасованным в маленькие склянки.
Ситуация поменялась с распространением в начале 20 века относительно доступных автомобилей с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Принято считать, что первый такой автомобиль был сконструирован в 1885 году немецким инженером Карлом Бенцем. А уже в 1900-х годах в США появились первые АЗС. Практически сразу же бензоколонки появились и в Российской империи: в 1911 году был заключён договор между Императорским Автомобильным Обществом и Товариществом «Бр. Нобель», в соответствии с которым в стране было начато масштабное строительство «бензиновых станций». За последующие три года таких станций в крупных российских городах работало уже 440 единиц.
Физика и химия
Пожалуй, с историей закончим и посмотрим теперь, что интересного в бензине с точки зрения его свойств.
Например, немногие знают, что у бензина нет какой-либо фиксированной температуры кипения — всё зависит от сорта, то бишь, состава. Существуют менее стабильные и, соответственно, более дешёвые сорта бензина. И наоборот, чем стабильнее сорт, тем он более ценен. Показатель стабильности и влияет на температуру закипания бензина, которая может колебаться в диапазоне от +33 до +205 °C.
А вот с температурой застывания разброс не столь велик: бензин большинства сортов густеет и, соответственно, теряет свои качества при температуре около -60 °С. Кстати, у дизельного топлива этот показатель значительно скромнее – в диапазоне -25—35°C.
А ещё бензин от холода имеет свойство значительно уменьшаться в объёме. Опытные автовладельцы знают об этом, как знают и то, что в морозную погоду заправляться выгоднее, нежели в жару, ведь, по факту, покупаешь чуть больше топлива по цене меньшего объёма в литрах.
Также водителям с опытом известно, что слишком сильный «бензиновый» запах говорит о низком качестве топлива: хороший чистый бензин практически ничем не пахнет и при этом почти бесцветный. А вот если цвет у бензина есть, тем более выраженный, это говорит о наличии в нём присадок. Последнее само по себе не плохо: в производстве современных сортов бензина использование различных присадок не такая уж редкость. Зачем они нужны? Очевидно, чтобы улучшить эксплуатационные качества продукта. Например, моющие присадки помогают, с одной стороны, сохранять чистоту двигателя и, с другой – меньше засорять атмосферу вредными выхлопами.
Причём, присадки такого рода бывают не только те, что добавляют сами производители при изготовлении бензина, но и те, которые автовладельцы используют по желанию, если по каким-то своим причинам хотят улучшить качество используемого топлива. С учётом того, что бензин на различных заправках объективно неодинакового качества, такая мера имеет несомненный смысл.
Есть также присадки, увеличивающие октановое число бензина, то есть повышающие его устойчивость к преждевременной детонации, защищая тем самым двигатель и повышая его КПД. Немаловажно, что такие присадки сегодня не несут никакого вреда экологии, чего не скажешь о добавках, применявшихся раньше. Так, столетие назад инженеры компании General Motors, чтобы улучшить эксплуатационные качества бензина, придумали добавлять в него свинец. Вряд ли изобретатель метода совсем ничего не знали о таком явлении, как свинцовое отравление, но альтернатив на тот момент не было. Благо, со временем производители научились повышать октановое число, изменяя состав бензина непосредственно в процессе его производства при помощи катализаторов (каталитический крекинг). В качестве же присадок в готовый бензин сейчас применяются абсолютно безвредные для экологии органические соединения, а применение свинца полностью и повсеместно запрещено.
Таким образом, качество, а следовательно, и цена бензина сегодня определяется не только тем, сколько в нём содержится вредных веществ вроде серы, но и наличием в его составе всевозможных присадок.
Ну, и ещё одно немаловажно замечание, касающееся, так сказать, физики процесса. В двигателе горит не сам бензин, а смесь его паров с воздухом. От горения непосредственно топлива толку мало, и проверить это просто – достаточно поджечь лужицу бензина и посмотреть на интенсивность пламени (она будет весьма незначительной). Зато если накрыть эту лужицу колпаком и немного подождать, то для взрыва достаточно будет всего лишь искры.
Деньги и ещё раз деньги
В заключительной части нашей статьи упомянем кое-какие факты на злобу дня – о мировых ценах на бензин как товар.
Вот, например, троица стран с самым дешевым в мире бензином: Венесуэла, Ливия и Иран (по данным от 7 марта 2022 года). А дороже всех в мире бензин обходится жителям Норвегии. Причиной этого явления выступают всевозможные налоги, в том числе беспрецедентно высокие экологические пошлины, которые топливные компании включают в стоимость конечной продукции. Самый же высокий в мире налог на топливо — 188% — действует в Великобритании. Что интересно, розничные цены на бензин там, тем не менее, ниже, чем в упомянутой Норвегии.
А вот в США цены на бензин «средние по планете», притом что по потреблению этого топлива страна «впереди планеты всей». Согласно открытой статистике, граждане Соединенных Штатов тратят на покупку одного лишь бензина около $1 млрд в сутки.
Что касается нашей страны, то мы в рейтинге стран по стоимости бензина сейчас находимся ближе к вершине списка, т.е. бензин у нас, на самом деле, очень даже недорогой. Причём, самые низкие розничные цены на бензин в России – в Центральном федеральном округе, а самые высокие – в Дальневосточном. Основная причина такого удорожание топлива от центра к периферии – расходы на транспортировку привозного топлива, так как производственные мощности на местах есть, увы, не везде.
***
И напоследок — самый очевидный факт, он же и вывод. Какое бы будущее сейчас ни пророчили человечеству мировые корпорации, тратящие миллиарды на исследования в области «зеленой» энергетики, никто не может поспорить с тем, что самым востребованным автомобильным топливом в мире в течение последних ста лет были и в настоящее время остаются «традиционные» бензин и дизель. Не зря от цен на эти и другие виды горючего топлива зависят цены на всё остальное, вплоть до продуктов питания.
Именно на энергоносители, получаемые из нефти, жители Земли ежедневно тратят денег больше, чем на покупку чего-либо ещё. Чтобы удовлетворить этот спрос, на производство одного только бензина идёт около 20% всей мировой нефтедобычи. Так, например, производитель смазочных материалов HYUNDAI XTeer – южнокорейская компания Hyundai Oilbank — известен, в первую очередь, как крупнейший в Южно-Азиатском регионе производитель высококачественного, экологически чистого бензина. В настоящее время Hyundai Oilbank принадлежит порядка 3500 бензозаправочных станций по всей Южной Корее, а сам бензин активно экспортируется в соседние страны.
Такая вот «бензиновая реальность». Мы ничего не забыли? Если забыли – будем рады узнать что-нибудь новое из ваших комментариев!