Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Святая Троица – как изображают главный христианский догмат в иконописи?

Оглавление

Автор: редакция Музея христианской культуры.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа» – даже людям, не считающим себя близкими к церкви, хорошо знакомы эти молитвенные строки. Главный постулат христианства гласит, что Бог един в трех ипостасях. Логично, что именно это догмат считается главным в иконописи, однако в одних случаях Троица предстает перед нами в виде трех почти одинаковых ангелов, а в других имеет вполне различимые черты Отца, Сына и небесного голубя… Почему так произошло, разбираемся с экспертами петербургского Музея христианской культуры.

Ветхозаветная Троица

Изображение Троицы противоречиво и полно тайн. Согласно тексту «Евангелие от Иоанна» триединый Бог непостижим: «Бога не видел никто и никогда» – поэтому образы его допустимы лишь в символическом виде. В ранних фресках встречается сюжет «гостеприимство Авраама» из 18-й главы книги Бытия, когда к Аврааму в дом пришли три ангела, которые предположительно и были Святой Троицей. Одни иконописцы и художники изображали их одинаковыми и равными друг другу, другие делали акцент лишь на одном из них, а двум другим отдавали роли сопровождающих.

Для Русской православной церкви эталонной стала икона, написанная преподобным Андреем Рублевым, которая ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Именно эту икону Стоглавый Собор в 1551 года утвердил в качестве канонической.

"Троица" Рублева.
"Троица" Рублева.

В чем ее необычность? Рублев впервые устранил описательные детали: фигуру Авраама, слугу, который закалывает тельца и т.д., поставив в центр трех ангелов с почти с одинаковыми ликами. Решением того же Собора было запрещено надписывать их или изображать «крещатый нимб» (разновидность круглого нимба, внутри которого находится крест, а иногда греческие буквы ΟΩΝ – «сущий», является определяющим для фигуры Христа), подчеркивая значение Троицы во Единстве – один Бог в трех ипостасях.

-2

Новозаветная Троица

Однако довольно часто на иконах встречается изображение не ангелов, а вполне конкретных Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа в виде парящего в небе голубя. Что же это как не отступление от существующего догмата? Так называемая «Новозаветная Троица» действительно не считается каноническим изображением, а большинство подобных икон появилось сравнительно недавно – после XVI века, что не уменьшает их значения для православного мира. За основу этого иконописного типа были взяты слова Иисуса Христа: «Я и Отец одно».

Выделяют два наиболее распространенных варианта написания Новозаветной Троицы.

«Сопрестолие» – изображение Бога-отца в виде седовласого старца, Бога-сына в виде мужчины (Иисуса Христа), восседающего на троне по правую руку от отца, и Бога Святого Духа в виде голубя, парящего над троном.

"Сопрестолие".
"Сопрестолие".

Второй иконографический тип – «Отечество». Отличается тем, что Бог-сын представлен как маленький мальчик на коленях отца.

"Отечество".
"Отечество".

В Музее христианской культуры можно увидеть как довольно академическое петербургское XIX века с золоченым фоном («Сопрестолие»), так и более старинную костромскую икону XVIII столетия («Отечество»).

-5

Изучить коллекцию Музея посетители могут как самостоятельно, так и во время интересных экскурсий, раскрывающих тайны удивительного искусства иконописи и ее влияния на мировую культуру. Экспозиция открыта ежедневно, кроме понедельника, в переулке Лодыгина, дом 5.

Публикация выполнена по предложению Музея христианской культуры. Подробнее о нем можно узнать из статьи "С чего начать знакомство с Музеем христианской культуры?"