Найти тему

«Дом в разрезе» - картина учениц Павла Филонова

В 1989 г. Ярославский художественный музей приобрел не совсем обычное произведение. Оно представляло собой четыре разобщенных куска со сценами в стиле русского авангарда. На одном из них был изображен высокий худощавый человек с залысоватым лбом, похожий на Павла Филонова!!

Т. Глебова и А. Порет. «Дом в разрезе». 1931 г.
Т. Глебова и А. Порет. «Дом в разрезе». 1931 г.

Догадку искусствоведов подтверждала подпись на обороте большого фрагмента: «Т. Глебова и А. Порет. «Дом в разрезе». 1931 г». Обе художницы были известны как лучшие ученицы Павла Николаевича Филонова.

В конце 1920-х годов Татьяна Николаевна Глебова (1900 – 1985) и Алиса Ивановна Порет (1902 – 1984) ярко заявили о себе как талантливые иллюстраторы детских книг. С их рисунками издавались стихи Александра Введенского и Самуила Маршака, проза Н. Заболоцкого и Э. Паперной.

Алиса Ивановна Порет с любимой собакой Хокусавой https://artguide.com/storage/event/5369/preview_picture.jpg
Алиса Ивановна Порет с любимой собакой Хокусавой https://artguide.com/storage/event/5369/preview_picture.jpg

Много сотрудничали художницы с детским журналом «Чиж и Ёж». В то время в нем публиковался знаменитый поэт Даниил Хармс. Особенно доверительные отношения сложились у него с Алисой Порет. В конце концов, Хармс влюбился в неё – глубоко и искренне, и даже несколько раз делал ей предложения. Но, сердцу не прикажешь - Алиса предпочла художника Петра Снопкова.

При этом, дружеская привязанность Хармса и Порет продолжалась – она обожала его неподражаемые шутки и розыгрыши, охотно принимала участие в феерических буффонадах. Вместе они встречали праздники, отмечали дни рождения. Конечно, Хармс ревновал её к сопернику, но внешне своих чувств никак не выказывал. И лишь с грустью писал в дневнике: «Я хочу любить Алису Ивановну, но это так не удается. Как жалко»!

Даниил Хармс и Алиса Порет – участники одного из розыгрышей https://penelopaurjumova.files.wordpress.com/2016/12/y-infsyzsxy.jpg
Даниил Хармс и Алиса Порет – участники одного из розыгрышей https://penelopaurjumova.files.wordpress.com/2016/12/y-infsyzsxy.jpg

Через много лет Алиса Ивановна была тронута посвященными ей стихами Даниила Хармса:

Передо мной висит портрет

Алисы Ивановны Порет.

Она прекрасна, точно фея.

Она коварна пуще змея,

Она хитра моя Алиса,

Хитрее Рейнеке Лиса

Однако, вернемся к картине. «По-брейгелевски» многолюдное полотно представляет собой коллективный портрет соседей, живших вместе с художницами в доме близ Сенной площади – людей талантливых и увлечённых.

Все они, как личности творческие, отличались маленькими странностями и причудами. Порет и Глебова изобразили быт тогдашней ленинградской богемы с искрометной фантазией и неповторимым юмором.

Так, на сюжете справа одна из сестер-художниц Алфераки лихо отплясывает с кастаньетами. Другая же, утомившись, лежит под пестрым одеялом, окруженная несколькими котами.

-4

На другом фрагменте самозабвенно музицирует пианистка Мария Юдина. А руководит концертом сам Павел Филонов – он изображен (см. выше) с воздетыми руками и дирижерской палочкой.

-5

В семейном кругу за обеденным столом узнается сестра Глебовой - Тамара и её муж, писатель Александр Авербах. Алиса Порет рисовала иллюстрации к его книге «Обед в кармане» (1932 г). Рядом лежит любимая собака художницы - Хокусава.

-6

Неоценимую помощь в идентификации персонажей оказала младшая сестра Глебовой - Людмила Николаевна, опрошенная искусствоведами в конце 1980-х годов. На картине она изображена в детском возрасте (сидит за столом в платье «в белый горошек»).

Художница Татьяна Николаевна Глебова, фото 1930-х гг.  http://www1.domvrazreze.ru/upload/resize_cache/iblock/b0d/1200_1200_1/b0d88e287633b97ef5a8ced31e838233.jpg
Художница Татьяна Николаевна Глебова, фото 1930-х гг. http://www1.domvrazreze.ru/upload/resize_cache/iblock/b0d/1200_1200_1/b0d88e287633b97ef5a8ced31e838233.jpg

Сюжет в верхнем левом углу представляет собой вид Юсуповского сада с романтическим круглым прудом. Так он выглядел из окон квартиры Алисы Ивановны Порет. Художница изобразила сидящую на скамейке влюблённую парочку, и опять же, духовой оркестр.

-8

Аллегорией жарких страстей, бушующих в доме, предстаёт сцена с пожаром. Возможно, он являлся событием вполне реальным. Причудливые завитки лестничных маршей символизируют переменчивые изгибы судьбы. В целом, плотно передает исповедуемое П.Н. Филоновым, «симфоническое разнообразие жизни».

-9

Поразительно, но крупное произведение (153 х197 см без утраченных фрагментов) не нашло никакого отражения в записях художниц. Однако четкое упоминание о нем имеется в дневнике Павла Филонова. Как следует из записи от 22 октября 1932 г., мастер высоко оценивал работу своих учениц:

«На юбилейную выставку («Художники РСФСР за 15 лет». 1932-1933) будут приняты работы лишь тех художников, кто получит от музея (ГРМ) приглашение принять в ней участие. Это приглашение из многих десятков моих товарищей - учеников получили только Миша (М.П. Цыбасов) и Порет с Глебовой. … 22-го вечером я уговорил также Порет и Глебову дать их вещи, и мы отобрали 6 работ; одна вещь – «Разрез нашего дома», - писанная ими обеими, представляет чуть не все квартиры их дома и характеристику их жильцов, живущих как в норах. По улице перед домом везут красный гроб».

Увы, фрагмент с «красным гробом» не сохранился, но часть похоронной процессии на полотне явно присутствует (внизу слева). Возможно, именно из-за этого специфического сюжета картина была отстранена от участия в выставке.

-10

В 1993 году полотно было передано Ярославским художественным музеем в ГНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) для проведения комплексного изучения и восстановления. И лишь в 2003 г. оно заняло свое место в постоянной экспозиции ЯХМ.

Снимок картины сделан непосредственно с холста с разрешения сотрудников музея. Глядя на дату, указанную на табличке, невольно вспоминаются стихи поэта Осипа Мандельштама:

Держу в уме, что нынче тридцать первый
Прекрасный год в черемухах цветет …

-11