Найти в Дзене

Под знамёнами демократии. Война в Нагорном Карабахе

Армяно-азербайджанский конфликт, стал одним из наиболее жестоких и кровавых на территории постсоветского пространства. На протяжении нескольких лет шёл конфликт, который их фазы холодного мог в очень короткие сроки достичь фазы эскалации, что мы могли наблюдать в 2020 году. Вообще Карабах никогда не был мирным местом, споры за него тянуться уже на протяжении многих лет, а непримиримые соседи постоянно пытаются скинуть друг-друга с этих гор. Своими корнями противостояние армян и азербайджанцев уходит в далекую древность, началось оно ещё с противостояний с турками. В целом, Нагорный Карабах очень часто переходил из рук в руки и каждая сторона считает его своей собственностью. В этих статьях мы рассмотрим конфликт, который произошёл на фоне развала СССР. Всё уместить в одну никак не получиться, даже при всём желании. Статья получиться просто огромной и очень сильно будет грузить читателей, поэтому начнём мы наш рассказ с предпосылок к возникновению данного вооруженного конфликта, который как бы его не называли, перерос в полноценную маленькую войну.

Ещё в начале XX века, Нагорный Карабах с преобладающим в своём составе армянским населением становился театром крупных военных конфликтов. В 1918-1920 году, за контроль над регионом претендовали Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика, которые провозгласили свою самостоятельность в ходе падения Российской Империи и начала Гражданской войны в России. Армяне, объявили Нагорный Карабах своей территорией и включили его как административную единицу в состав своего нового государства, началось противостояние, которое длилось вплоть до установления в регионе советской власти. Азербайджанцы, подавили сопротивление армянской армии с помощью советский войск, в частности с помощью 11-й армии РККА. В 1921 году Кавказское бюро ЦК РКП (б) приняло постановление о статусе Нагорного Карабаха

«Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области»

В июле 1923 года районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением (Шушинский, Джебраильский и части Джеванширского и Зангезурского уездов) были объединены в автономное образование (Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК), с 1937 года—Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО). В дальнейшем вплоть до 1980-х годов, вопрос о передачи НКАО несколько раз поднимался армянским руководством, однако не нашёл поддержки в центре. В 1960-х годах, социально — экономическая напряженность возникшая в СССР привела к череде массовых беспорядков, которые обошлись без серьезного кровопролития и были быстро подавлены.

До середины 1980-х годов требования по возвращению НКАО в состав Армении не становились предметом общественного обсуждения, в целом советское руководство подавляло подобные разговоры и не допускало всплеска административно-территориальных изменений в стране. Однако, начатая Михаилом Горбачёвым политика по демократизации дала сторонникам изменения границ огромные возможности. В 1987 — начале 1988 годов в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Руководство Азербайджанской ССР обвиняли в сохранении экономической отсталости региона, пренебрежении развитием прав, культуры и самобытности армянского меньшинства в Азербайджане, создании искусственных преград для культурных связей между Нагорным Карабахом и Арменией.

-2

В сентябре — октябре 1987 года, первый секретарь Шамхорского района Компартии Азербайджана М.Асадов вступает в конфликт с жителями села Чардахлы (ныне Чанлибель). Конфликт был вызван протестами местных жителей, недовольство населения вызвала замена директора совхоза — армянина — азербайджанцем. В результате было учинено массовое избиение протестующих, что вызвало акции протеста уже в Ереване. Жители села в итоге вынуждены были эвакуироваться на территорию Армянской ССР. Фактически, эти люди стали первыми беженцами Карабахской войны. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства.

Протестные настроения также подогревались армянскими националистами, которые проводили широкую пропагандистскую работу, действия зарождающегося массового национального движения умело координировались и направлялись. Об этом писала народный депутат от Армянской ССР Галина Старовойтова:

«Это движение изначально контролировалось элитой старого типа (партийными функционерами, руководителями предприятий и.т.п.), в то время как в Армении появилось новое руководство, открыто оппозиционное местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом»

-3

По оценкам российского политолога С.М.Маркедонова, в массовом сознании армянского общества борьба за права карабахских армян отождествлялась с борьбой за интересы всей Армении.

«Борьба за присоединение НКАО интерпретировалась как борьба за «воссоединение» армянских этнических земель и восстановление исторической справедливости. В отличие от Грузии или прибалтийских республик, армянское этнонациональное движение, формировавшееся в конце 1980-х годов, не связывало напрямую борьбу за изменение статуса НКАО, присоединение её к Армении с противоборством с СССР, коммунистической системой или «имперскими силами» России. Исключением были организации армянских диссидентов-антикоммунистов, имевших богатый опыт противостояния советской системе. В 1987 году было создано Объединение национального самоопределения (ОНС) во главе с П. Айрикяном, которое выступало за восстановление «территориальной целостности Армении» (включение в её состав НКАО, Нахичевани, «турецкой» Армении) и дистанцирование от «империалистической России»

В свою очередь, руководство Азербайджана пыталось урегулировать ситуацию. Однако были задействованы классические рычаги административно-командного давления, которые на фоне общей турбулентности в стране потеряли свою эффективность, а кое где стали даже вредны как таковые. На дальнейшем развитии событий во многом сказалось взаимодействие основных социально активных групп населения республики. Российский исследователь Д. Фурман в 1994 году характеризовал их следующим образом:

«Во-первых, это была маргинализированная городская «чернь» — плебс, вырванный из сельского, традиционно исламского образа жизни и ввергнутый в кишащие преступностью фабричные города. Склонная к бунту и фанатизму под действием какого-нибудь внешнего толчка (такого, как армянские акции), в более спокойные времена она была пассивна и безразлична к тому, какая бы власть ни правила ею. Эти «низы» скоро умножились с наплывом беженцев. Во-вторых, была бакинская интеллектуально-бюрократическая элита, всё более русифицированная в 60-е и 70-е гг. Xx в. (некоторые бюрократы и интеллектуалы отлично говорили по-русски, но не столь хорошо по-азербайджански). Партийные и связанные с партией элиты боялись тёмного плебса и нередко направляли его гнев в русло погромов армян, а позднее — национальных военных усилий в Карабахе. В-третьих, существовал пантюркистский и прозападный слой азербайджанской интеллигенции — часто провинциальной и имевшей сельское происхождение,— вдохновляемой примером недолговечной Азербайджанской республики 1918—1920 гг»

Поворотной точкой в развитии конфликта становиться 20 февраля 1988 года, когда внеочередная сессия депутатов НКАО обратилось к руководству Армении и СССР с вопросом о передачи области в состав Армянской ССР. После этого начинаются активным столкновения между армянами и азербайджанцами. 22 февраля в ходе конфликтов погибли два человека. Буквально через пять дней начался армянский погром в Сумгаите. Причём погром был явно заранее организован, были созданы боевые группы, которые в итоге и занялись целенаправленными нападениями на армянские семьи. МВД СССР знало о готовящемся акте насилия, однако никаких мер для предотвращения трагедии принять так и не смогло. В итоге по официальным данным погибло около трёх десятков человек, по неофициальным погибли соти и тысячи стали беженцами. Именно Сумгаитский погром стал точкой не возврата в конфликте.

-4

Начинается взаимное выдавливание азербайджанцев и армян на территорию друг-друга. Летом и осенью 1988 года участились случаи насилия в НКАО, нарастал взаимный поток беженцев. К началу 1989г. Армению были вынуждены покинуть почти все азербайджанцы; в свою очередь, почти все армяне покинули сельские районы Азербайджана (кроме территории НКАО). Армянское население Азербайджанской ССР сконцентрировалось в НКАО, Шаумяновском районе, четырёх сёлах Ханларского района и в Баку, где оно в течение года сократилось более чем в четыре раза, до 50 тыс. человек.

В итоге по причине непрекращающейся эскалации насилия, в НКАО вводится прямое управление. Все местные партийные организации были упразднены, а бразды руководства принимает Аркадий Вольский — заместитель руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Однако и он не сумел добиться каких бы то ни было результатов, даже не смотря на ввод чрезвычайного положения. В апреле — мае 1989 года обстановка в регионе снова обострилась, это было связано с активной деятельностью «Карабахского движения». Члены данной организации провоцировали местное населения на столкновения с внутренними войсками и азербайджанским населением. В это же время, на территории Азербайджанской ССР в районах компактно населённых армянами, начинается формирование отрядов местной самообороны состоящей из местных жителей.

-5

28 ноября комитет по управлению НКАО был упразднён. Его заменил другой орган, который создал не меньше проблем — Республиканский оргкомитет по НКАО, который возглавил второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко. В дальнейшем именно этот орган разрабатывал и осуществлял операции по депортации армян, силами ОМОН и МВД, что в итоге привело к ещё более худшим последствиям. Сессия Совета народных депутатов НКАО не признала Республиканский оргкомитет, что привело к созданию в НКАО двух центров власти, каждый из которых признавался лишь одной из конфликтующих этнических групп.

В январе 1990 года ситуация окончательно выходит из под контроля. Начинается обмен артиллерийскими ударами между НКАО и Азербайджаном. 15 января чрезвычайное положение было введено в НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. За осуществление этого режима отвечала Комендатура района чрезвычайного положения, в чьём подчинении находились приданные ей подразделения внутренних войск МВД СССР. Была приостановлена деятельность областного и районных советов народных депутатов НКАО, Нагорно-Карабахского обкома КПАз, партийных и всех общественных организаций и объединений во всей области, кроме азербайджанонаселённого Шушинского района. В Степанакерте в соседних зданиях (областного совета народных депутатов и обкома компартии Азербайджана) размещались продолжавший функционировать исполком упразднённого облсовета, Оргкомитет по НКАО и Комендатура района чрезвычайного положения.

-6

ЦК Партии в Москве, на территории всего НКАО вводиться чрезвычайное положение и начинаются операции по разоружению незаконных вооруженных формирований, преимущественно в сёлах населённых армянами. С конца апреля по начало июня 1991 года силами азербайджанских МВД и внутренних войск СССР проводилась операция «Кольцо», которая в итоге привела к ещё более сильным столкновениям и жертвам среди гражданского населения. 28 августа 1991 года была провозглашена независимость Азербайджана. 2 сентября совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов провозгласила образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и населённого армянами Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

25 сентября начинается обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Это ракета, которая предназначена для разгона градовых облаков и защиты посевов от уничтожения. В течение осени 1991 года армянские боевые отряды развернули наступательные операции по восстановлению контроля над армянскими сёлами НКАО и бывшего Шаумяновского района Азербайджана, население которых ранее было депортировано. Оставляя эти сёла, азербайджанские формирования в ряде случаев поджигали их. По данным правозащитного центра «Мемориал», в это же время в результате нападений армянских вооружённых формирований свои дома пришлось покинуть нескольким тысячам жителей азербайджанских сёл в бывшем Шаумяновском районе Азербайджана, Гадрутском, Мардакертском, Аскеранском, Мартунинском районах НКАО. С конца осени, когда азербайджанская сторона предприняла контрнаступление, армянские отряды начали целенаправленные действия против азербайджанских селений. Обе стороны выдвигали обвинения, что сёла противника превращены в укрепрайоны, прикрывающие артиллерийские позиции.

19 декабря начался вывод внутренних войск МВД СССР из Нагорного Карабаха, завершившийся к 27 декабря. С распадом СССР и выводом советских внутренних войск ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начался переход к полномасштабной войне за Нагорный Карабах, в которой Армения, ограничиваясь военно-технической и гуманитарной поддержкой армян Нагорного Карабаха, избегала прямого участия в войне. Армянскими карабахскими войсками руководили лидеры Нагорного Карабаха, которые в своих действиях не зависели от Еревана. Азербайджанцы же развернули полномасштабную военную операцию.