"Красотку" я пересматривала много раз, нет точного количества повторов. На этот фильм я опубликовала и отзыв в 2020 году. И, несмотря на отсутствие интриги в сюжете для нового просмотра, фильм открывается по-новому.
Эта статья по большей части нужна мне самой, чтобы собрать все мысли и находки в одном месте, а ещё расширить отзыв.
***
Начинала свои рассуждения я в 2014 году с таких записей: «за сказочностью и простотой сюжета стоят две серьёзные вещи – отношение мужчины к женщине, а также ощущение себя в обществе.
На экране разыгрывается классическая история спасения принцессы из заточения, история сбившихся с пути*. Для 16-летних девочек это история проститутки и миллионера, ничего больше они не заметят; для 30-летних это история двух взрослых людей, лишённых розовых иллюзий, но решивших попытать счастья. Порой неверный маршрут идёт в правильном направлении».
*опера, которую Эдвард и Вивиан слушают в Сан-Франциско, называется La Traviata. В переводе с итальянского – сбившийся с пути. Голливуд любит делать отсылки и объяснять ими некоторые сюжетные повороты. Я думаю, что наука в создании отсылок в голливудских фильмах уходит в эпоху Кодекса Хейса, действовавшего с 1930 по 1967 годы. Почти ничего нельзя было демонстрировать и озвучивать в фильмах, нужно было извернуться, чтобы изложить всё задуманное, режиссёры прибегали к аллегориям, метафорам, шифрам, иначе их картина могла лечь на полку и исчезнуть там. После отмены Кодекса “навык референса“ остался, что и можно считать примером в "Красотке" с названием оперы.
Примеры сбившихся с пути в фильме - Эдвард и Вивиан:
- нью-йоркский бизнесмен Эдвард "приехал в Лос-Анджелес не загорать", как сказал Филип Стаки в начале фильма. Это не город Эдварда, потому он заблудился в поисках своего отеля. Чужой автомобиль, сам за рулём, что для него редкость, поэтому он не знает маршрута и ему понадобился проводник. Он в ту ночь не только познакомился с городом, но и начал новую дорогу, начал знакомство с собой новым. Ход с автомобилем – это лишь метафора, у Эдварда в душе были сомнения и поиски, которые стали проясняться по ходу действия.
- Вивиан Уорд, девушка с бульвара. Самый простой художественный пример сбившейся с пути.
К слову, от этой роли отказалась Дэрилл Ханна. Она сказала, что это порочит всех женщин. Сейчас это странно читать, а на момент поиска главной героини сценарий звучал иначе, там и финал был другим, поэтому Ханну можно понять. Это в итоге Вивиан получилась цельной личностью, хотя и сбившейся с пути. Она обаятельна, легко ладит с людьми, не делит их на элиту и служащих, весь мир перед ней – единая картина, а одним из элементов его является она сама.
- Кит, коллега по Бульвару и подруга Вивиан. Она тоже сбилась. Но, пожалуй, её устраивает обретённое место в этом мире. Если Вивиан в финале решает пойти учиться, то Кит не подаёт признаков "перерождения". Она остаётся свидетелем чужих изменений.
Первоначальный сценарий Pretty Woman
По моему мнению, искренность сквозит в фильме благодаря автору сценария и его первоначальному варианту. Дж. Ф. Лоутон написал сценарий в 1986 году. В основу сюжета легла реальная история.
Лоутон любил атмосферу Голливуда, часто сидел в пончиковой на бульваре и общался с проститутками. Он ценил их истории, ему действительно было интересно слушать их, чтобы понять, почему и как они оказались на улице. Одна из них рассказала, что бизнесмен увёз её в Лас-Вегас, там потратил невероятную по размеру сумму, а через неделю уехал. Дополнительным вдохновением для написания стала история с Rust Belt, а именно кризис Ржавый пояс, когда в 70х-80х гг начался спад сталелитейного производства, и тысячи работников фабрик остались без работы. Лоутон предположил, что будет, встреться представитель бизнеса и та, кто потерял работу и оказалась на улице, по сути, по его вине.
Симпатии и к Голливуду, и к этим женщинам Лоутон перенёс в свой сценарий, что прослеживается даже в итоговой версии, несмотря на многие корректировки.
Лоутона уволили, а после него меняли несколько авторов. Причём первый вариант считали слишком лёгким, несмотря на то, что финал не был сказочным. Были идеи сделать Вивиан хозяйкой детского сада или работницей отеля у мистера Томпсона. Вся эта история напоминает изначальный вариант “Москвы слезам не верит”, в котором очень много ненужного и сбивающего с толку, а Меньшов сотворил редакторское чудо и перенёс на экран только то, что ушло на цитаты и в века, то же и с “Красоткой”.
Оказывается, сама съёмочная группа не ожидала успеха в прокате, они считали, что фильм пойдёт сразу на VHS, его вряд ли станут смотреть и тем более помнить.
И вот, что касается итоговой версии Лоутона, то его оригинальный финал тянет на Санденс, вовсе не на классику романтики с приторным хэппи-эндом, и сам Лоутон считает свой вариант истинно голливудским.
По его версии, фильм заканчивался тем, что Вивиан и Эдвард едут в Lotus и ссорятся. Он выбрасывает её на том месте, где подобрал, и швыряет сумму в конверте к её ногам. Потом Вив и Кит едут в автобусе в Disneyland, и Кит спрашивает, купит ли Вивиан ей шарик с ушками?
"Нет?... Ну, да, он же для детей". – "Да будет тебе шарик с ушками". The End. Так считал сам Дж. Ф. Лоутон.
Пример удачной экспозиции
Несмотря на то, что горький подтекст из первоначального финала был убран, истинно голливудский подтекст в фильме всё же остался. Он прослеживается в запредельности иллюзий и в том, как люди друг друга используют, как бизнес всё же преобладает в отношениях.
Фильм “Красотка” преподнесён как красивая коробочка с ювелирным изделием. Начало фильма – это пример одной из удачных экспозиций, вводящих в атмосферу фильма, когда можно предположить, что зрителя ждёт дальше. При ближайшем рассмотрении всё, что происходит в фильме поверхностно лишь на первый взгляд.
В открывающей сцене зрителю показывают фокус, сопровождая его ёмкой фразой, что главное - это деньги. То есть самый первый кадр уже демонстрирует, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Маленькие монетки превращаются в одну большую. С одной стороны, монеты здесь служат развлечением, с другой, кто-то играючи наживается на вас в тот же момент, пока вы смеётесь. На финансовой основе начинают строиться и отношения двух главных героев этой истории - Вивиан и Эдварда. Он совершает покупку, она, как человек, оказывающий эти специфические услуги, соглашается на сделку. Любая на это не пошла бы - на вечеринке у Филипа Эдвард разговаривал по телефону со своей девушкой Джессикой, говоря ей, что эта неделя важна для него и он хочет, чтобы Джессика приехала к нему. Но она категорически отказала, заявив, что не является его служанкой.
Но метафора с превращением монет на этом не заканчивается.
Бизнесмен на Lotus снимает на бульваре проститутку. За одну ночь холодная реальность превращается в сказку. В этом аспекте уже идёт элемент сказочности, как же без него.
Спорткар из железа (или углепластика, наверное, если это спорткар) тут в качестве коня, рыцарского атрибута. Как мы помним, Эдвард не смог уехать с вечеринки на своём лимузине и взял авто своего друга. Так, рыцарь вскочил на коня и помчался навстречу переменам, хотя сам ещё об этом не подозревал.
Девушка Вивиан на бульваре оказалась случайно, её жизненные обстоятельства сложились так. Но очередная её неудача оказалась с просветом. Перед ней остановился принц словно из сказки. Как будто одна из звёзд на Бульваре материализовалась.
А дальше - Беверли-Хиллз и люкс в красивом отеле. Кстати, часть бульвара Уилшир, где стоит отель, называется "Миля чудес" (Miracle Mile), там расположены бутики, рестораны и театры. Можно сказать, что в жизни Эдварда и Вивиан случилась такая "миля" - то есть их неделя, которая их преобразовала внутренне.
Кто кого спас – вопрос, у которого не такой уж однозначный ответ
Дальше фильм продолжает удивлять и радовать своей структурой с каждым новым просмотром.
Метафорически он рассказывает и о том, что ответ о новом витке жизни, прозрение, порой находишь в неожиданном месте. Хоть и в девушке с улицы.
Вивиан поневоле оказалась на панели, по сути же она прилежная ученица в ожидании счастливого случая. Она призналась Эдварду, что отправилась в Лос-Анджелес за придурком номер три.
Кит ДеЛука – проститутка, большего ей не нужно. Она помогла Вивиан по приезду. Но, находясь рядом с Вивиан, ей в голову не пришло, что жизнь может быть другой, отличной от простаивания на "звёздах" Голливудского Бульвара. Вивиан же вернулась к мыслям об образовании после общения с Эдвардом. Это столкновение стало причиной, по которой она захотела стать ещё лучше. Саму Вивиан декорации не меняют как человека, она живёт в предлагаемых обстоятельствах.
Важно быть честным с самим собой и с окружающими. Если ты проститутка, будь ею, если ты бизнесмен, не общающийся с отцом, будь им. Если ты можешь научиться от человека, который рядом с тобой, научись, если тебе этого не нужно, иди своей дорогой.
Вивиан приняла помощь Кит ДеЛуки. Она поступила на работу на Бульвар. Хотя это незавидное занятие, но Вивиан не критиковала её предложения, показывая со своей стороны разумный подход. Ведь если у неё не было варианта лучше для начала жизни в новом городе, то к чему «кусать руку, дающую поесть». Вивиан с благодарностью относилась к Кит, поддерживала её и после знакомства с Эдвардом, а в конце фильма и вовсе отдала часть зарплаты, чтобы Кит тоже попыталась начать новую жизнь.
Эдвард поначалу видел в Вивиан только девушку с бульвара, не более. Женщина – с функцией доставки удовольствия. Но он всё же нашёл в себе смелость научиться от Вивиан быть обычным человеком. В сцене, когда они лежат в ванне с пеной, и Вивиан обнимает его своими прекрасными длинными ногами, он признаётся, что его психотерапевт взял с него 10000 долларов. За что? Эдвард признал, что зол на своего отца. Мир Эдварда был механическим и просчитанным на фондовых биржах, столбики цифр, отчёты, любовницы, которые с математической точностью распределены в жизни Эдварда. Появление Вивиан научило его обращаться к своей забытой человеческой натуре. Общение с ней не прошло даром. Доказательством тому служит его нежелание разорять старичка, Эдвард признался себе самому в первую очередь, что тот ему нравится и он лучше будет с ним сотрудничать, чем отбирать дело его жизни.
Но и ирония в этом преобразовании Эдварда тоже прослеживается. Как и за всё в жизни приходится платить, Вивиан он тоже заплатил 3000 долларов за неделю, в течение которой случились и услуги, и откровения. Отличие в том, что в этой сделке присутствовала искренность, вмешалась человечность, которую принесла с собой девушка.
Просто роскошный момент в фильме: Эдвард нарядил Вивиан как леди и привёл на высокосветское мероприятие, частью которого является просмотр игры в поло. Его адвокат Фил сгорает от любопытства, ему хочется знать, кто такая Вивиан Уорд, загадочная спутница Эдварда. Под натиском энергичного любопытства бизнесмен сдаётся: «Она – проститутка».
Вивиан оскорблена. Сначала я не понимала смысла. Позже до меня дошло. Что речь идёт о лицемерии. Его слишком много.
Люди прикрывают срам, делают вид, что нимбом светлым прокладывают дорогу. Они выдают себя за тех, кем не являются. «Почему ты не дал мне прийти в моём костюме? По крайней мере я была бы готова!» Нет гарантии, что все гости на мероприятии исключительны в своём благочестии, пусть на них и дорогой наряд. Но никто за ними не шпионит и не обличает. Так почему бы и ей не прийти в своей одежде? Ведь она осталась тем же человеком и внутри, и снаружи, кем была и у него в номере, и на бульваре, и здесь!
Настоящий голливудский вкус в Pretty Woman
«С нами произошло то, чего не могло случиться». Фраза, вложенная в уста одного из главных героев сценаристом*, которая даёт понять, как кино часто романтизирует неприглядные стороны жизни и может ввести в заблуждение. Этими словами они дали понять, что написали сказочку. Она помогает подумать, представить что-то невероятное. Как люди из разных слоёв нашли общий язык. Что у них под костюмом? Как повернётся день, если утро началось как обычно?
*трудно сказать, кто именно внёс реплику в сценарий. Сценарий переписывали до начала съёмок, а далее – уже в их процессе. Съёмки начались 24 июля 1989 года. На съёмочной площадке творился хаос, разболтанный творческий процесс. Импровизировали все – режиссёр на ходу предлагал сцены, спонтанно вносились правки в диалоги, актёры могли сами придумывать свои реплики, все устраивали друг другу розыгрыши, потому что режиссёр считал, что это расслабляет группу. В итоге и казалось, что из такого хаотичного производства не может получиться чёткий сюжет.
Позволю себе ввести сюда и эту аналогию, мне она кажется уместной хотя бы потому, что место действия Голливуд, Лос-Анджелес, Фабрика Грёз. Это и витает весь фильм неозвученным, воплощаясь самой историей, и в конце уже простой прохожий громко констатирует всю сказочность происходящего экзальтированным выкриком: "Это Голливуд, детка".
Под аналогией подразумеваю сцену в фильме Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (1944). В самом начале есть сцена на озере Комо, когда главные герои в отеле на балконе обсуждают своё будущее. В «Красотке» сцена подведения итогов отношений между Эдвардом и Вивиан по стилистике похожа на неё.
"Красотка" (Pretty woman) – это взрослая сказка с диснеевским налётом, но подтекст очень тёмный, как в «Газовом свете». Обманчивая романтичная атмосфера и красота места сбивают с толку. Герои даже стоят в одинаковых позах и говорят почти о том же самом (о будущем), но разница в том, что Вивиан имеет возможность и право сказать Эдварду: «Нет», а у Полы ситуация другая, другое время.
Актёры во времена классического чёрно-белого Голливуда были собственностью студий и своих продюсеров, они им принадлежали на рабских основаниях. Продюсером Ингрид Бергман, исполнившей главную роль в «Газовом свете», был Дэвид Сэлзник. В начальных титрах говорится, что актриса Мисс Бергман участвует с разрешения Д. Сэлзника. Условия контракта были не в пользу клиента. Ингрид Бергман получила от фильма 65 тысяч долларов, а Сэлзник – 250 тысяч.
Прослеживается невероятное главенство мужчин с их уверенностью править при помощи больших сумм. Эдвард обещал оплатить красивую жизнь Вивиан, чтобы она «прислуживала» ему в нужные моменты. И Эдвард, и Сэлзник по сути поступали одинаково – брали на службу себе рабынь. Можно обмануться красотой фраз и иллюзорными перспективами, но стоит за ними холодная реальность. Голливудский подтекст намного жёстче, а его красивый внешний вид лишь прикрытие.
Я думаю, что в «Красотке» увижу ещё что-то, на данный момент это пока всё.
***
Моё мнение на сцену во время игры в поло, ревновал ли Эдвард:
Разборы других фильмов на канале:
- "Мальтийский сокол"/The Maltese Falcon https://zen.yandex.ru/media/id/6229b1ce7d728d3bad72a040/ptica-vysokogo-poleta-vzgliad-na-maltiiskii-sokol-cherez-desiatki-let-6236363ec0d1f06301e52ec2
- Отзыв на фильм "Красотка" , про который я упомянула в тексте