Первая публикация канала выходит 26 марта - в день рождения художника Александра Литовченко. Он был увлеченным исследователем русской старины, которую и пытался изобразить достоверно даже в мельчайших деталях. Итогом его трудов стал и совсем нехрестоматийный образ Ивана Грозного. Поскольку беседы по истории всегда полезно сопровождать визуальным рядом, сегодня поговорим о том, каким же мы можем показать царя сегодня.
В качестве иллюстраций для бесед об Иване IV Грозном традиционно выбирают хорошо известные репродукции: портрет царя кисти Васнецова или гравюру из царского титулярника.
Вариантов портретного изображения царя немало, ни один из них не является прижизненным, поэтому их все можно считать в известной степени художественной, а не исторической интерпретацией образа. Кстати, можно сравнить живописные портреты со реконструкцией внешности Ивана Васильевича, выполненного скульптором Герасимовым по его же собственной методике.
А много ли картин, которые позволяют проиллюстрировать рассказ об Иване Грозном как о политике? Опять же на память приходит только "Иван Грозный и сын его Иван" Репина (картину часто называют "Иван Грозный убивает своего сына"). Но факт, который положен в основу сюжета, сейчас оспаривается, так что историчность сюжета становится сомнительной.
Зато картина Александра Литовченко "Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею" (1874 г.) представляет собой исторически достоверную ситуацию. Воспоминания о том, как стареющий, дряхлеющий царь пригласил в свою сокровищницу английского посла, сохранились в записях самого Горсея. Он описывал драгоценности, которые наиболее впечатлили его - алмазы и изумруды, дорогие ткани и ювелирные изделия.
Художник тщательно изучал исторические детали, копировал росписи стен царских палат. Делал зарисовки музейных экспонатов - например, седла, расшитого драгоценными камнями. Тщательно переданы детали костюмов англичан и русских бояр. Работа над картиной заняла долгих 4 года.
Образ царя словно заслоняется сиянием роскоши, которой он окружен. Царь стар, немощен и подавлен. Стройная, энергичная фигура английского посланника во всем полная противоположность Ивану Васильевича, в котором, вроде был, уже и не осталось ничего от Грозного.
Это полотно Литовченко может стать хорошим наглядным материалом для беседы о последних годах жизни Ивана IV. Здесь можно порассуждать и о том, к каким способам поддержания репутации приходилось прибегать царю, и об изменениях политической и дипломатической обстановки.
Кстати, за работу над этой картиной Александр Литовченко надеялся получить звание профессора Академии художеств. Но его работу раскритиковали за... неисторичность и неархеологичность. Хотя на самом деле исторические детали были изображены верно. Догадаетесь, почему картину отвергла академическая общественность?..
#беседы_по_русской_истории #Иван_грозный #литовченко #васнецов #история #живопись #семейное обучение #домашнее обучение