Найти тему
Стакан молока

Спросить совета у прадеда

Фото из газеты "Слово"
Фото из газеты "Слово"

Мне всегда хотелось понять, почувствовать, узнать, как учились мои соотечественники 100–150 лет назад. Мне кажется, что на огромном пространстве Российской империи были свои собственные оттенки и подходы к образованию. Мои родные с Кубани и Дона и, соответственно учились они в казачьих школах и гимназиях. В моей родовой станице Васюринская (одна из старейших станиц на Кубани) гимназий было целых три! Ещё в небезызвестной Запорожской Сечи, которую, наверное, ярче всех описал Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба», был Васюринский курень, то бишь казачий полк.

Мой прадед — Иосиф Герасимович Прийма, казак первого Екатеринодарского полка, Георгиевский кавалер, сражался на Западном фронте Первой мировой войны. У него 2 Георгиевских креста и Георгиевская медаль. И это отражено в книге «Георгиевская слава Кубани» Сохранилась фотография, где он в полной справе, на своём кабардинце, перед отправкой на фронт. А его отец, Герасим Иванович был одним из попечителей станичной гимназии. Но казаки-попечители не только содержали гимназию, поддерживали её, но и всегда самостоятельно нанимали в гимназии учителей. И не только знающих предметников, но обязательно православных христиан, близких им по духу людей.

Я знаю, что в казачьей гимназии очень много внимания уделялось физическим упражнениям, ровно так же, как и в античных учебных заведениях. Отсюда и соответствующее название (гимнастирио). Юноши там бегали, боролись, метали копья, а перерывы между этими занятиями назывались «скола», что в переводе означает «досуг». Отсюда и современное слово «школа». Обучал же античных юношей обычно немолодой умный раб, которого называли «педагог».

Конечно, в казачьем крае военному делу мальчиков обучали по большей части дома, преимущественно деды, за плечами которых имелся колоссальный боевой опыт. Отцам же было не до того, в это время они обычно были на службе где-то далеко-далеко. В станицах, по крайней мере в Васюринской, был устойчивый обычай — крёстный отец всю жизнь присматривал за крестником, помогал ему, учил, дарил подарки на двунадесятые церковные праздники. Но главным подарком крёстного на 12-летие крестника должен был быть породистый жеребёнок, обычно кабардинец, за которым мальчишка ухаживал сам, с которым дружил. Верхом он учился ездить ещё раньше, с пятилетнего возраста, но этот жеребёнок был для него особым, казачонок знал, что это его конь, его будущий боевой товарищ. И когда приходило время идти на службу, они знали, понимали и любили друг друга.

В семье моего прадеда было 10 детей(!): три мальчика и семь девочек. Все ребята учились в станичной гимназии, а девочки в городском епархиальном училище. Мальчики стали, конечно, военными, девочки же, все до одной, получили высшее образование и стали учительницами.

И это были дети простого казака! Но самое поразительное — это список предметов из программы тогдашней гимназии. Закон Божий, Священная и Церковная история, понятия об обязанностях православного христианина. Грамматика, риторика, пиитика, история русской словесности, арифметика, алгебра (до второй степени уравнения включительно), стереометрия (геометрия Лобачевского), география, история древнего мира, соединенная с историей Кавказа, физика, краткая история законодательства, законы гражданские и уголовные, практическое судопроизводство, местные языки, (в нашем случае черкесский) иностранные языки, латынь, чистописание, рисование, черчение, и сверх этого, как я уже упоминал фехтование и гимнастика. Неудивительно, что те, кто выходили из гимназии, были, без всякого сомнения образованными людьми. Выпускники большинства гимназий у нас на Кубани и на Дону, например, выпускники Таганрогской гимназии могли поступать в высшие учебные заведения без экзаменов.

В 1911 году для казачьих школ и гимназий Кубани был разработан и повсеместно введен «Устав казака», основные пункты которого, гласили:

1) казак должен поставить себя так, чтобы его слову верили;

2) казак верен своей стране;

3) казак обязан помогать другим;

4) казак — друг всем, без различия классов;

5) казак вежлив;

6) казак — друг животных;

7) казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения.

Очень ярким свидетельством о том, какими были казачата-гимназисты на Кубани и Дону, являются строки в дневниках и письмах государя Николая II. 24 ноября 1914 года он, по дороге на Кавказский фонт Первой мировой войны, заезжал в Екатеринодар. Государь посетил госпиталь для раненых бойцов и две казачьи гимназии. В письме к своей супруге, императрице Александре Федоровне он писал: «Приёмы в каждом городе были очень теплы и трогательны. Но вчера в г. Екатеринодаре, столице Кубани, я испытал особые, ещё лучшие впечатления. Было очень уютно, благодаря массе старых друзей и казаков знакомых мне ещё с детства по конвою… Великолепен и богат этот край казаков. Пропасть фруктовых садов. Они начинают богатеть. А главное везде непостижимо – чудовищное количество крохотных детей, младенцев. Я заглянул в Кубанский женский институт и гимназию. Все девочки казачки понравились. Везде настоящая военная дисциплина… Вид у них здоровый, непринужденный, не боязливый. Всё это преисполняет меня радости и веры в Божье милосердие».

Государь ехал на Кавказ, на границу с Османской империей, на границу православия. И при этом он серьезно рисковал. От крепости Карс до самой границы он ехал на автомобиле (!) с небольшим казачьим конвоем. Вокруг были курдские отряды, в опасной близости располагались турецкие войска. Но государь знал, что он под защитой лучших воинов в мировой истории. Он писал в дневнике: «Я поехал через два перевала на границу, в село Меджийгерт. Тут были построены все отличившиеся в боях казаки (1200 человек). Я ходил, говорил с ними, вручал им Георгиевские кресты и медали. Самое сильное впечатление, своим боевым видом, произвели на меня пластуны». Есть замечательные фотографии путешествия императора, где запечатлены подтянутые кубанские казаки в черкесках, которым он вручает награды лично.

Для меня по-настоящему важно, что государь, первое лицо страны, в письме самому близкому человеку, любимой супруге пишет о том, что он рад тому, что простые крестьяне и казаки богатеют, что рождается много детей, что казачья гимназия воспитала таких храбрых, по-настоящему любящих свою страну людей. Я думаю он — искренен, ведь это личные его записи, которые при его жизни никто не прочитает. Я бы хотел учиться в такой гимназии, хотя программа очень сложна, любой «нормальный» ленивый ученик постарался бы увильнуть от такой программы. И самое главное — в той школе не было разделения на бедных и богатых, явного и неявного, как это увы происходит сегодня, не имело значения у кого богаче родители. Не то, что в нынешних школах, где твой статус в коллективе порой определяет количество денег в кармане или бренд одежды.

Может быть потому и не было в истории казачества ни одного случая предательства, что была такая школа и домашняя, и станичная, ведь детей с детства учили быть честным и жить в дружном коллективе. Устроение казачьих подразделений Российской императорской армии предусматривало, что казачья сотня, практически, всегда составлялась из казаков одной станицы, знакомых с малых лет. На фронте они — все родные, весь курень! Боевое знамя, обычно хранилось в храме. Если бы кто-то из молодых казаков в боевой обстановке струсил или, не дай Бог, предал, то он никогда больше не смог бы вернуться в родную станицу. Это было бы позором не только для него самого, но и для всех его родных, всего рода.

По моему субъективному мнению, в современной российской школе немало разнообразных полезных инноваций, но существует что-то такое, что напрочь отбивает у школьника всё желание учиться и работать над собой. Кто знает, может нам стоит сегодня спросить совет у наших пращуров, обратиться к педагогическому опыту казачьих школ, к их традициям, особенно в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Ведь по самой своей сути мои прапрадеды были победителями и патриотами, и при этом, по-настоящему разносторонне образованными и верующими людьми. Казачья же школа была без сомнений, важнейшей частью формирования такого человека — гражданина и воина.

Александр ТИМОЩЕНКО, ученик 9 класса гимназии № 92 города Краснодара.

Источник: газета Слово № 6, 2022 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписные индексы: П4244 и П4362 (индексы каталога Почты России)

Подписаться на Почте России через интернет можно здесь

Подписка на электронную версию газеты «Слово» на сайте «Ист Вью»

Книга "Три власти" здесь и здесь