В данной статье речь пойдет об уникальных в своем роде для Костромы христианских памятниках, выполненных в виде изображений Спасителя, Божией Матери и святых на камне. Сразу нужно оговориться, что настоящая статья была написана в 2020 году для научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии "Ипатьевский вестник" игуменом Димитрием (Нетесиным). Я лишь являлся идейным вдохновителем и редактором. Вот ссылка на оригинал:
Необходимо сказать, что сами эти валуны не являются находкой автора. О них известно достаточно давно, и не только местным жителям той области, где находятся сами камни. Об этих камнях неоднократно писала местная газета. Периодически о них пишут и местные краеведы. Тем не менее, за десять лет знакомства с ними, так и не удалось встретить ни одной научной статьи или хотя бы попытки внятного осмысления памятников. Более того, даже местные жители не знают количество имеющихся камней и их точное месторасположение. Все описываемые камни находятся в разных местах, начиная от частных домовладений, заканчивая оврагами и полями. На сегодняшний день, камни не значатся ни в каких каталогах, более того, они не взяты под какую-либо охрану вообще. Автор уже много лет пытается добиться того, чтобы эти удивительные христианские памятники были взяты под охрану, но результата в этом пока не достиг. Два года назад автору присылали sreenshot одного из аукционов, на котором в качестве лота был выставлен один из этих камней (либо его копия, если такое возможно). Тем не менее, при нашей последующей поездке на старом месте этого камня обнаружено не было.
Учитывая все вышесказанное, данная статья актуализирует внимание к объектам исследования и ставит цель: продолжение изучения и защиту каменных ликов от возможного исчезновения. Так как многие камни находятся в общем доступе и никак не охраняются, автор не публикует точное местоположение камней по понятным причинам.
Итак, что нам известно об этих камнях? Практически, ничего. На сегодняшний день более-менее известны только три из них. Находятся они на территории частного двора жителя Волкоуши, Островского района Костромской области. Хозяина дома зовут Сергей. Известна его версия происхождения камней, которая отсылает нас к Смутному времени. Собственно, его версия является на сегодняшний день единственной и год от года обрастает новыми подробностями и эпизодами. В этой статье я фиксирую тот вариант его рассказа, который он поведал в 2009 году.
Читатель может задать справедливые вопросы: а кто он вообще такой, почему мы должны его слушать и как эти камни оказались у него во дворе?
Сергей - праправнук местного священника, который и перетащил эти камни к себе во двор с помощью местных мужиков, а Сергею дом уже перешел в наследство с этими камнями. Поэтому и его рассказ, является пересказом слов прапрадеда.
Версия происхождения данных камней, в изложении Сергея на 2009г. (по крайней мере, тех, что лежат у него во дворе), звучит так: " В Смутное время, недалеко от ныне существующей Волкоуши были два больших села, Русово и Брусово (последнее, в более поздней редакции, уже небольшой хуторок). Польский отряд, который проходил мимо сел, сжег их дотла. Живший в этих местах монах-отшельник вырезал на месте каждого из этих сел по камню в память об этом событии. Далее прапрадед рассказчика, который имел отношение к местной церкви (был церковным настоятелем), нанял мужиков, они перетащили камни с помощью лошадей и бревен (перекатывая валуны по бревнам) на то место, где они находятся сейчас. Расстояние, которое преодолели камни, равнялось примерно двум километрам. Обозначили это событие высеченной на одном из камней датой 1888 год июля 20-го дня".
Т.е. дата 1888 год, это не дата происхождения, а дата перемещения камней. На фото мы можем с вами видеть три камня, которые находятся во дворе этого жителя.
Первые два камня являются самыми большими из найденных. Наибольший из камней имеет длину - 3,4м., ширину - 1,5м. и глубину камня - 0,55м. На камне имеется ростовое изображение Божией Матери. Высота изображения от венчика до ног составляет 2,6м. Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от Сокеринского камня надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, создатель камней придерживался принципа свободного места: где оно позволяло, там буквы больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность букв уменьшается.
Размеры камней впечатляют. Следует сказать, что даже сфотографировать их не так-то просто. Близость заборов и ограждений по бокам, нависающие вплотную ветки плодовых деревьев и фактические размеры камней, сопоставимые с размером легкового автомобиля, без специальной подготовки весьма затрудняют съемку.
Теперь рассмотрим каждый камень отдельно.
Камень № 1. Изображение креста.
Впервые о существовании таких камней автор услышал от участников из Костромской археологической экспедиции, с которой уже много лет дружит и сотрудничает Галичская экспедиция под руководством А.Г. Авдева. Первая поездка туда состоялась вместе с несколькими прихожанами прихода храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова, настоятелем которого и является автор настоящей статьи. Приехав на место, мы узнали, что помимо трех описанных выше камней (которые мы тогда еще не видели), есть еще один камень, который "валяется" в овраге: примерное место его расположения нам описали местные жители. По таким невнятным координатам мы и решили отправиться в первую очередь. Найти камень было непросто, и на фото видно, что, не зная точное местоположение, найти его, действительно, сложно. Камень имеет практически круглую форму и достигает в размерах: длина – 0,99м.; ширина – 0,96м.; доступная глубина камня – 0,71м. Далее камень уходит под землю. На лицевой стороне камня имеется изображение креста, поверх которого надпись.
На камне имеются и другие надписи, уходящие по окружности вниз. Имеется также дата 1958. Но определенно эта дата не имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология нанесения всех надписей, изображения и способ нанесения даты отличны друг от друга. Можно предположить, что дата была выбита в то время, когда камень был обнаружен в овраге, где и находится на данный момент. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков. Высота букв составляет 60мм., наименьшее расстояние между буквами равно 15мм., наибольшее – 30мм. Расстояние между строк 30-40мм.
Камень №2. Ростовое изображение Божией Матери.
Это самый большой камень, размеры которого я уже указал. Судя по его конфигурации, вполне вероятно, в свое время он был установлен вертикально и приветствовал людей в ростовом виде. Высота самого изображения более 2,5 метров весьма впечатляет. В отличие от первого камня методика нанесения изображения на этом и еще на нескольких других камнях принципиально отлична. Если на первом камне мы видим схематическое изображение креста и надписи, выполненные путем прорезания резцом в глубь камня, то на других камнях мы видим художественное изображение, выполненное в объемной резьбе. Достигается это посредством убирания (стачивания) основного фона таким образом, что изображение становится объемным и выступает как бы поверх камня. Изображение Богородицы выполнено именно таким образом, что, несомненно, сложнее выполнить, чем просто прорезать камень. Следует обратить внимание на качество работы. Практически нет ни единого скола! Сколько труда и усидчивости потребовалось, чтобы сделать это на таком капризном камне, который скалывается от малейшей неправильной нагрузки. Это хорошо видно по дате 1958 на первом камне, которая вся в сколах, полученных во время нанесения. На «богородичном» камне мы не видим ничего подобного. Камень имеет много надписей по всему свободному пространству. Судя по манере письма, сами надписи с большой долей вероятности относятся к XIX веку, но никак не к XVII веку или ранее. Однако, надписи могли быть нанесены в более позднее время.
Камень №3. Спас Нерукотворный.
Второй по величине камень. В отличие от других камней, помимо художественного изображения и надписей изобилует различной символикой, что само по себе делает его весьма интересным. Камень имеет размеры: длина - 1,62м., ширина – 1м., глубина – 0,7м. На камне также изображен Лик Христа, только на полотне. Манера изображения Лика идентична камню, описанному выше. По всему камню имеются надписи, на тыльной стороне которого и изображена дата перенесения – 1888г. На верхней части камня есть изображение круга. Сергей (хозяин дома) уверяет, что на закате, когда солнце падает под другим углом, на камне очень четко виден круг и купол храма. Круг мы, действительно, видели, а купол храма никому из нас при ярком солнечном свете рассмотреть не удалось.
Следует обратить внимание на одну характерную деталь. Ряд изображений имеют ярко выраженный монголоидный тип лица, что само по себе не свойственно христианской иконографии. Но на данных камнях, не обратить внимание на этот факт невозможно. На других камнях, которые мы будем рассматривать ниже, такой особенности нет, что позволяет сделать вывод о нескольких создателях данных каменных ликов.
Камень №4. Спас на Кресте.
Третий камень, был привезен из другого, ныне не существующего села, отцом хозяина дома, который нашел его в лесу, погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез домой. Этот камень имеет размеры: длина – 1,18м., ширина - 0,85м., глубина - 0,1м. Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями. Камень был вмурован лицевым изображением вниз в ступени дома. Так как его форма идеальна для этой цели, камень перевернули и сделали из него ступеньку.
Камень №5. Спас Нерукотворный.
Размер камня без малого метр на метр. Камень правильной формы с нанесенным изображением Спасителя. Именно этот камень фигурировал как лот на одном из аукционов. Дальнейшая судьба камня мне не известна. Если на него нашелся покупатель, вероятно, мы уже больше его никогда не увидим. Камень находился на территории частного дома, и в наш последний приезд на прежнем месте мы его не обнаружили. Поскольку хозяев дома не оказалось, узнать его судьбу мы не смогли.
Камень №6. Сергий Радонежский.
Камень находится в конце одной из улиц поселка Островское, на краю оврага. Камень небольшой и находится в живописном месте, завершая, или наоборот, начиная жилую улицу.
Камень №7. Спас Нерукотворный (на кладбище).
Еще одним изображением Спасителя является камень, который находится на районном кладбище. Лежит он на одной из могил недалеко от действующего храма. По всей вероятности, камень был изначально в другом месте, но из-за его небольшого размера кто-то счел, что он будет хорошим украшением на могиле его родственника, да и на памятник тратиться не нужно. Вполне вероятно, именно таким образом камень и попал на это место. Если обратить внимание на качество изображения, то мы увидим весьма существенное отличие в обработке. Да и само изображение, хотя и пытается подражать прежним в их монголоидном виде, но овал лица, округлая борода, приплюснутый широкий нос - это уже более похоже на южнорусский тип. Все вышеперечисленное наводит на мысль об ином создателе данной работы. А это уже говорит о том, что трудился в этой местности не один мастер, а, как минимум, несколько.
Камень №8. Современная попытка.
Ярким примером подражания можно считать камень №8. Находится он на том же кладбище и очень ярко показывает, насколько непросто было изготовить изделие такого плана. Выбитое кое-как изображение креста, сколы, практически отсутствует обработка фона и все это при очень малых относительных размерах самого камня - вот все, на что хватило сил у современного автора. Конечно же, этот камень никоим образом нельзя поставить в один ряд с иными, но как попытку повтора, при отсутствии знания самой технологии обработки камня, рассмотреть можно и нужно.
Камень №9. Тихон Луховский.
Спустя несколько лет, мы узнали о существовании еще одного камня. Прекрасный образец каменной резьбы находится в частном домовладении на въезде в Островское со стороны Костромы. Камень имеет четко вырезанное изображение хорошего качества. Всего два камня, которые несут изображения святых: Сергий Радонежский и Тихон Луховский. Остальные содержат изображения либо Богородицы, либо Спасителя. Изображения святых очень важны для датировки камней. Поскольку самому камню миллионы лет, установить дату по нему невозможно. Исследуя иконографию, шрифты, символику и прочее, мы можем установить время появления изображений. Пока можно сказать только то, что мастер был знаком с преп. Сергием Радонежским и преп. Тихоном Луховским. По крайней мере, мастер, изобразивший преп. Тихона Луховского уже был знаком с его житием, а жил он в XV веке. Следовательно, камни не могли появиться ранее жизни этих святых и, даже правильнее говорить, ранее времени причисления этих преподобных к лику святых, что бывает значительно позже земной жизни человека.
Подводя итог вышесказанному, автор ставит целью привлечение внимания к изучению такого уникального локального явления для Костромы, как каменные лики. Кострома – край лесной. У нас очень распространена резьба по дереву, и в местных музеях много фигур и свт. Николая Чудотворца и преп. Макария Унженского. Но резьба по камню – это не типичный для Костромы вид изображения святых. Кто и когда сделал эти камни? Какова была цель их изготовления? Был это один человек или целая артель? А может это было преемственное мастерство, передаваемое из поколения в поколение? На все эти вопросы пока нет ответов.
По заверениям местных жителей, еще два камня в советское время бульдозером скатили в реку. Сколько существует еще камней? Где они?
Единственное, что хотелось бы отметить, что в любом случае мы должны приложить все усилия и сохранить эти камни для наших потомков. Будут ли они под охраной государства или Церкви, останутся ли они на своих местах или будут собраны около местного музея или местного храма, перевезут ли их в Кострому под охрану областного музея или епархии - это все детали. Одно совершенно понятно, что если этого не сделать, камни будут рано или поздно распроданы и покинут места своего пребывания.
PS. Не так давно был обнаружен еще один камень. Костромское телевидение даже сделало на эту тему репортаж.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Благодарность за подписку!