Найти тему
История искусств

О чем плачет Марфа? «Христос в доме Марфы и Марии», Диего Веласкес

Диего Веласкес (1599-1660), «Христос в доме Марфы и Марии», 1618.
Диего Веласкес (1599-1660), «Христос в доме Марфы и Марии», 1618.

Марфа и Мария из Вифании - сестры того самого Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых. Принимая Христа в своем доме, Марфа суетилась по хозяйству, а Мария сидела у его ног и слушала его речи. Тогда Марфа возмутилась, мол, да что же это делается, Господи, скажи моей сестре, чтобы встала и помогла!

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
— Лк.  10:38-42

Интересно, что среди искусствоведов нет единого мнения, а где, собственно, на этой картине Марфа.

На вставке в правом верхнем углу - Христос и коленнопреклоненная Мария. Дальше версии расходятся, и понимание картины зависит от того, как вообще трактовать всю эту вставку с Христом и двумя женщинами. Это картина в картине? Окно? Зеркало? От ответа на этот вопрос зависит важны вывод: а действие картины происходит в одном времени или нет?

Женщина на первом плане одета по моде, современной художнику, и можно сделать вывод, что это - служанка, а за ее спиной на стене висит картина на библейский сюжет.

Можно сделать такой вывод - но не нужно.

Вот, приглядитесь к фигуре Христа: вроде бы он благословляет Марию, но по канону благословляют-то правой рукой, а у Христа вытянута левая.

Фрагмент: Христос в доме Марфы и Марии
Фрагмент: Христос в доме Марфы и Марии

Значит, у нас на стене висит зеркало и мы видим Христа в зеркальном отражении! Из этого следует, что сцена на кухне и сцена в комнате происходят в одном времени, и на первом плане Марфа, которая хлопочет по хозяйству.

Ну да, одежда на женщинах не из библейских времен, но это ничего, это встречалось на картинах того времени.

Диего Веласкес, «Поклонение волхвов», 1619. Видите, здесь библейские персонажи тоже изображены в одежде, современной художнику.
Диего Веласкес, «Поклонение волхвов», 1619. Видите, здесь библейские персонажи тоже изображены в одежде, современной художнику.

Еще раз: женщина со ступкой на переднем плане - это не какая-нибудь случайная служанка, это сама Марфа и есть. Она с горечью и обидой смотрит на свою сестру, сидящую у ног Христа.

Фрагмент: Марфа
Фрагмент: Марфа

Но за что Марфе такая обида? В чем она провинилась перед Вечностью?

Вот в ее дом пришел гость - разве могла она не накормить его? И разве ее труд - не такое же служение Христу, как благоговейное внимание ее сестры Марии?

Ну вот в том-то и дело, что НЕТ. Если бы Марфа трудилась ради самого труда, ради удовольствия от хорошо сделанного дела, ради желания накормить гостя, ради высокой чести угостить своим айоли самого Господа - тогда, конечно, мы бы сказали, что ее труды и заботы - это высокое Служение. Но вот в чем дело - тогда и выражение лица у нее было бы совсем другое, и, конечно, ей бы ни за что не пришло в голову адресовать Господу свой упрек:

Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Если бы побуждения Марфы были чисты, то и результаты ее труда были бы встречены с благодарностью и Господь бы благословил ее. Но ведь на самом деле Марфе не очень-то и хотелось хлопотать на кухне, правильно? Она чувствовала, что это ее обязанность, а еще ей хотелось, чтобы ее оценили как героиню, и чтобы сестру Марию призвали к порядку (как его понимает Марфа) и заставили бы работать, а то что это она - сидит и ничего не делает?!

Еще раз: если бы действия Марфы проистекали из благородного желания накормить гостя, то она бы всё делала с радостью и без упреков. Но сам факт, что ей пришла в голову мысль обратить внимание Господа на свои труды и на безделье сестры говорит о том, что ее целью был не результат - а высокая оценка и благодарность.

…Никогда не нужно делать никому одолжения, хорошо? Никто не хочет быть у вас в долгу, тем более Вечность. Тут вот в чем дело - люди могут получать пользу от ваших дел, независимо от ваших побуждений, но Вечности важны только ваши мотивы.

И остается Марфе с обидой смотреть на сестру…

А кто это за ее спиной? Вот посмотрите еще раз на оба фрагмента. Не кажется ли вам, что старушки за спиной у Марфы и Марии одеты одинаково? И не один ли это персонаж?

-5

Вот лично мне - видится именно так. Я думаю, что старушки за спиной у Марфы и Марии - это аллегория какого-то чувства. Многие искусствоведы склоняются к тому, что это - Зависть (на том основании, что Зависть изображали в виде старой, иссушенной женщины).

Аллегория Зависти. Конец XV — начало XVI века. Школа Леонардо да Винчи
Аллегория Зависти. Конец XV — начало XVI века. Школа Леонардо да Винчи

Но я не думаю, что Веласкес изобразил на картине зависть. Нет, судя по лицу старой женщины, мне кажется, что она символизирует нечто положительное. Мне кажется, это Совесть, которая стоит за спинами обеих женщин, Марфы и Марии. Марфу, конечно, ее совесть предостерегает от жалоб и напоминает о правильной мотивации, но и за спиной у Марии стоит своя старушка, потому что и Марии ведь есть за что себя упрекнуть: она ведь действительно бросила на плечи сестры все хлопоты по хозяйству, а ведь могла бы помочь ей, чтобы вместе с сестрой быстрее организовать угощение.

Есть и другие трактовки этих образов, и новые появляются чуть ли не каждый год. Думаю, можем с вами обсудить еще парочку версий, но мне больше всего нравится трактовка старушки как Совести Марфы и Марии.

---

Подписывайтесь также на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!