Найти тему
AUTOMPS

"Урал", "ЗиД" и Jawa: мотоциклы в России останутся, иномарки уйдут?

Мотоциклы "Урал", "ЗиД" отечественного автопрома мы можем выпускать без иностранцев, которые собираются уйти? И насколько велика зависимость российского автопрома от иностранных комплектующих? Может кто-то из инострацев останется? Об этом размышляет наш автор известный эксперт мототехники Дмитрий Федотов.

Советская мотоциклетная промышленность была сильна, но в последние десятилетия о ней ничего не было слышно. Что Россия может предложить мотоциклистам?

В отличие от СССР, где мотоциклы приходилось покупать из-за дефицита машин, в России такой проблемы не было. Сейчас мотоцикл – скорее игрушка и хобби, а не единственный доступный вид транспорта. Именно поэтому об отечественных марках никто особенно не вспоминал, зачем, если есть иномарки?

Магазин мотоциклов в СССР. Фото из открытых источников
Магазин мотоциклов в СССР. Фото из открытых источников

Ситуация изменилась в одночасье, и отечественные байки снова могут стать актуальными. Кто их сейчас делает? Давайте разберемся! Первое, что приходит в голову – отечественный «Урал». Вопреки всему, Ирбитский мотоциклетный завод выжил и продолжил выпуск мотоциклов с колясками.

В сегодняшних мотоциклах ИМЗ большая часть комплектующих - импортные.
В сегодняшних мотоциклах ИМЗ большая часть комплектующих - импортные.

Одна беда, доля импортных комплектующих в них давно превысила 50%, а стоимость таких мотоциклов даже при прежнем курсе рубля приблизилась к миллиону, обогнав цену многих российских машин. Иными словами, мотоциклы «Урал» стали роскошью задолго до начала нынешнего кризиса.

ЗиД 125 - разработан в России, его раму и маятник изготавливают у нас.
ЗиД 125 - разработан в России, его раму и маятник изготавливают у нас.

Кроме «ИМЗ» мотоциклетное производство сохранили и в Коврове, на оборонном Заводе имени Дегтярёва. Сегодня там выпускают несколько моделей, включая трехколесные грузовые мопеды «ЗиД-50-02», вездеходы на шинах низкого давления «ЗиД Бархан» и малокубатурные мотоциклы, последним из которых стал «ЗиД 125».

ЗиД "Бархан" - один из самых локализованных аппаратов, китайский в нем лишь мотор.
ЗиД "Бархан" - один из самых локализованных аппаратов, китайский в нем лишь мотор.

Уровень локализации отличается от модели к модели, однако, все двигатели и электрооборудование для своих мотоциклов завод закупает в Китае. Однако, даже с учетом роста курса валют, в модельной гамме завода останутся мотоциклы, стоимостью около 100 000 рублей, без колес не останемся!

Мотоциклы "Калашникова" хорошо пиарили, но массовыми они не стали.
Мотоциклы "Калашникова" хорошо пиарили, но массовыми они не стали.

А вот завод «ИЖ», входящий в концерн «Калашников» запустить производство мотоциклов так и не смог, все старания кончились на небольшой партии электрических «эндуро», целиком собранных из импортных компонентов. Куда успешнее сборку китайских мотоциклов в нашей стране налаживают частники.

Балтмоторс 2х2 - полноприводный мотоцикл из России
Балтмоторс 2х2 - полноприводный мотоцикл из России

К слову, калининградский «Балтмоторс» от сборки китайских мотоциклов перешел к разработке собственных моделей – не так давно компания представила полноприводный мотоцикл ATV 2x2, который там называют двухколесным квадроциклом. Сегодня он оценивается в 244 900 рублей, вполне разумные деньги.

Минск C4 - продукт "бейдж-инженеринга", под знакомым именем прячется "китаец"
Минск C4 - продукт "бейдж-инженеринга", под знакомым именем прячется "китаец"

Что же до иномарок, известных в СССР, то из их числа до наших дней дожили не многие. Так белорусский «Минск» сегодня занимается сборкой китайских машинокомплектов, оставив в пролом 2-тактные моторы собственной разработки. А вот чешская Jawa от традиций не отказалась, помимо перелицованных «китайцев» там есть и классическая модель.

Jawa 640 - прямая наследница 634-й модели, хорошо известной в СССР
Jawa 640 - прямая наследница 634-й модели, хорошо известной в СССР

Сохранив 2-тактный мотор и старое шасси, Jawa 640 получила современное оперение и дисковый тормоз спереди. Впрочем, сегодня эти мотоциклы позиционируются как игрушка для желающих поностальгировать – даже по старому курсу такие модель стоила больше 300 000 рублей.

Jawa 300 CL - "старуха" с современной начинкой, но это индийская разработка, не имеющая прямого отношения к чешскому заводу.
Jawa 300 CL - "старуха" с современной начинкой, но это индийская разработка, не имеющая прямого отношения к чешскому заводу.

Подводя итог – за три десятка лет мотоциклетная промышленность СССР сильно деградировала, но не исчезла, да и наши соотечественники не сидели сложа руки. А значит – без мотоциклов мы не останемся, даже полностью разорвав отношения с Западом. Главное – не разругаться с Китаем!

#мотоциклы #мотоциклист #мотоцикл ЗиД #новые мотоциклы урал #новые мотоциклы ява #мотоциклы цена #мотоциклы с коляской #мотоциклы 2022 #советские мотоциклы