Мотоциклы "Урал", "ЗиД" отечественного автопрома мы можем выпускать без иностранцев, которые собираются уйти? И насколько велика зависимость российского автопрома от иностранных комплектующих? Может кто-то из инострацев останется? Об этом размышляет наш автор известный эксперт мототехники Дмитрий Федотов.
Советская мотоциклетная промышленность была сильна, но в последние десятилетия о ней ничего не было слышно. Что Россия может предложить мотоциклистам?
В отличие от СССР, где мотоциклы приходилось покупать из-за дефицита машин, в России такой проблемы не было. Сейчас мотоцикл – скорее игрушка и хобби, а не единственный доступный вид транспорта. Именно поэтому об отечественных марках никто особенно не вспоминал, зачем, если есть иномарки?
Ситуация изменилась в одночасье, и отечественные байки снова могут стать актуальными. Кто их сейчас делает? Давайте разберемся! Первое, что приходит в голову – отечественный «Урал». Вопреки всему, Ирбитский мотоциклетный завод выжил и продолжил выпуск мотоциклов с колясками.
Одна беда, доля импортных комплектующих в них давно превысила 50%, а стоимость таких мотоциклов даже при прежнем курсе рубля приблизилась к миллиону, обогнав цену многих российских машин. Иными словами, мотоциклы «Урал» стали роскошью задолго до начала нынешнего кризиса.
Кроме «ИМЗ» мотоциклетное производство сохранили и в Коврове, на оборонном Заводе имени Дегтярёва. Сегодня там выпускают несколько моделей, включая трехколесные грузовые мопеды «ЗиД-50-02», вездеходы на шинах низкого давления «ЗиД Бархан» и малокубатурные мотоциклы, последним из которых стал «ЗиД 125».
Уровень локализации отличается от модели к модели, однако, все двигатели и электрооборудование для своих мотоциклов завод закупает в Китае. Однако, даже с учетом роста курса валют, в модельной гамме завода останутся мотоциклы, стоимостью около 100 000 рублей, без колес не останемся!
А вот завод «ИЖ», входящий в концерн «Калашников» запустить производство мотоциклов так и не смог, все старания кончились на небольшой партии электрических «эндуро», целиком собранных из импортных компонентов. Куда успешнее сборку китайских мотоциклов в нашей стране налаживают частники.
К слову, калининградский «Балтмоторс» от сборки китайских мотоциклов перешел к разработке собственных моделей – не так давно компания представила полноприводный мотоцикл ATV 2x2, который там называют двухколесным квадроциклом. Сегодня он оценивается в 244 900 рублей, вполне разумные деньги.
Что же до иномарок, известных в СССР, то из их числа до наших дней дожили не многие. Так белорусский «Минск» сегодня занимается сборкой китайских машинокомплектов, оставив в пролом 2-тактные моторы собственной разработки. А вот чешская Jawa от традиций не отказалась, помимо перелицованных «китайцев» там есть и классическая модель.
Сохранив 2-тактный мотор и старое шасси, Jawa 640 получила современное оперение и дисковый тормоз спереди. Впрочем, сегодня эти мотоциклы позиционируются как игрушка для желающих поностальгировать – даже по старому курсу такие модель стоила больше 300 000 рублей.
Подводя итог – за три десятка лет мотоциклетная промышленность СССР сильно деградировала, но не исчезла, да и наши соотечественники не сидели сложа руки. А значит – без мотоциклов мы не останемся, даже полностью разорвав отношения с Западом. Главное – не разругаться с Китаем!
#мотоциклы #мотоциклист #мотоцикл ЗиД #новые мотоциклы урал #новые мотоциклы ява #мотоциклы цена #мотоциклы с коляской #мотоциклы 2022 #советские мотоциклы