Найти тему
Народ Востока

Храм Онии: где еще евреи строили храм, вроде Иерусалимского?

Любая религия развивается очень постепенно. И правила, которые современникам кажутся незыблемыми, вводились в прежние времена с большим трудом. Если готовить о близком нам иудаизме, то в последние столетия существования Израильского царства, это был очень и очень централизованный культ.

Что поделать: Иудея – страна маленькая. Всему народу, где бы он ни жил, возносить жертвы предполагалось только в Иерусалимском храме. А когда его здание было разрушено римлянами, то евреи вовсе отказались от подобных обрядов. Верующие полагают, что традиции богослужения возродятся только после того, как придет Мессия, и чудесным образом восстановит святыню.

Тем не менее, в стародавние времена Иерусалимский храм был не единственным местом, где дети Сиона поклонялись Яхве. Более того, он не являлся первым – после завоевания Ханаана изначально жертвы возносили на алтаре в Самарии, который был расположен на одном из холмов. Становление централизованного порядка отправления культа шло параллельно и рука об руку с усилением власти царей Израиля – мирских повелителей Иерусалима.

Однако же, какими бы они ни были могущественными, идея, что храмов может быть несколько, никуда не ушла.

-2

Пускай Израильское царство началось после бегства евреев из Египта, пускай первые столетия после поселения в Ханаане евреи враждовали со страной пирамид, в дальнейшем у них появился общий противник. Это были могущественные государства Месопотамии. Ассирия и Вавилон в разное время пробивались с боями до самой долины Нила.

Израильтяне старались поддерживать со своими южными соседями хорошие отношения, поскольку только оттуда они могли получать боевых коней и некоторые другие важные товары. Поэтому, когда соседи с севера проводили вторжения, многие евреи спаслись среди египтян. Особенно их количество выросло после 586-го года до нашей эры – после того, как Первый Иерусалимский храм был разрушен армиями Вавилона.

В это время на территории 13-го египетского нома, в городе Леонтополь (Гелиополь) и его окрестностях появились компактные еврейские поселения. Память о них оказалась настолько велика, что даже сейчас это место носит название Телль-эль-Яхудия, что означает «еврейский курган». Некий, как говорят, довольно значительный алтарь, был построен беглецами почти сразу. Но освятить строительство более грандиозного сооружения мог только лишь какой-то влиятельный человек.

-3

Традиционно иудейский первосвященник, то есть глава всего культа Яхве, назначался только из одной семьи, представители которой были потомками Аарона, брата Моисея. Но вскоре после воссоздания Израильского царства во 2-м веке до нашей эры, этот порядок был нарушен. Новая династия Хасмонеев стала назначать верховного жреца из своих же рядов, и законный наследник Аарона был вынужден уехать в Египет.

Тогда, около 154-го года до нашей эры, с благословления эллинистических фараонов Птолемеев, Онией IV, который должен был занять первосвященнический престол в Иерусалиме, был возведен новый храм Яхве. В честь своего создателя он стал называться храм Онии.

Мы точно не понимаем, в каких целях он был построен, ведь первосвященник должен быть главным человеком, кто следит за единством культа. Но, либо тот хотел основать центр еврейской общины в Египте, либо считал, Иерусалимский храм осквернен после разграбления его греками, либо протестовал против назначения на положенное ему место некомпетентного человека из царского рода.

В любом случае, египетские фараоны выступали «за», поскольку Иудеей владели их конкуренты Селевкиды. И показать, что вот, он, наиболее истинный храм и наиболее истинный первосвященник, было политически значимым делом. Для легализации этого спорного поступка вспомнили о словах пророка Исайи, который говорил, что новый храм будет в Египте. Птолемеи надеялись, что евреи после этого окажутся на их стороне. И это действительно было так: первосвященник Ония упоминает о военных подвигах своего тезки (или о своих собственных), которые были совершены в Келесирии и Финикии.

Так это место выглядит сейчас
Так это место выглядит сейчас

Храм простоял несколько столетий и был разрушен через несколько лет после разрушения Иерусалимского храма. Римский император Веспасиан опасался, что он может стать центром нового иудейского восстания. В дальнейшем еврейские моральные авторитеты считали, что Господь допустил это из-за грехов народа Израиля. Иерусалим признали единственным местом для поклонения, а тех, кто проводил службы в храме Ония начали считать раскольниками. Такое мнение высказано авторами Вавилонского Талмуда, который был написан через много столетий после уничтожения каждого из зданий.

#евреи #иудаизм #история #египет #израиль