Любая религия развивается очень постепенно. И правила, которые современникам кажутся незыблемыми, вводились в прежние времена с большим трудом. Если готовить о близком нам иудаизме, то в последние столетия существования Израильского царства, это был очень и очень централизованный культ.
Что поделать: Иудея – страна маленькая. Всему народу, где бы он ни жил, возносить жертвы предполагалось только в Иерусалимском храме. А когда его здание было разрушено римлянами, то евреи вовсе отказались от подобных обрядов. Верующие полагают, что традиции богослужения возродятся только после того, как придет Мессия, и чудесным образом восстановит святыню.
Тем не менее, в стародавние времена Иерусалимский храм был не единственным местом, где дети Сиона поклонялись Яхве. Более того, он не являлся первым – после завоевания Ханаана изначально жертвы возносили на алтаре в Самарии, который был расположен на одном из холмов. Становление централизованного порядка отправления культа шло параллельно и рука об руку с усилением власти царей Израиля – мирских повелителей Иерусалима.
Однако же, какими бы они ни были могущественными, идея, что храмов может быть несколько, никуда не ушла.
Пускай Израильское царство началось после бегства евреев из Египта, пускай первые столетия после поселения в Ханаане евреи враждовали со страной пирамид, в дальнейшем у них появился общий противник. Это были могущественные государства Месопотамии. Ассирия и Вавилон в разное время пробивались с боями до самой долины Нила.
Израильтяне старались поддерживать со своими южными соседями хорошие отношения, поскольку только оттуда они могли получать боевых коней и некоторые другие важные товары. Поэтому, когда соседи с севера проводили вторжения, многие евреи спаслись среди египтян. Особенно их количество выросло после 586-го года до нашей эры – после того, как Первый Иерусалимский храм был разрушен армиями Вавилона.
В это время на территории 13-го египетского нома, в городе Леонтополь (Гелиополь) и его окрестностях появились компактные еврейские поселения. Память о них оказалась настолько велика, что даже сейчас это место носит название Телль-эль-Яхудия, что означает «еврейский курган». Некий, как говорят, довольно значительный алтарь, был построен беглецами почти сразу. Но освятить строительство более грандиозного сооружения мог только лишь какой-то влиятельный человек.
Традиционно иудейский первосвященник, то есть глава всего культа Яхве, назначался только из одной семьи, представители которой были потомками Аарона, брата Моисея. Но вскоре после воссоздания Израильского царства во 2-м веке до нашей эры, этот порядок был нарушен. Новая династия Хасмонеев стала назначать верховного жреца из своих же рядов, и законный наследник Аарона был вынужден уехать в Египет.
Тогда, около 154-го года до нашей эры, с благословления эллинистических фараонов Птолемеев, Онией IV, который должен был занять первосвященнический престол в Иерусалиме, был возведен новый храм Яхве. В честь своего создателя он стал называться храм Онии.
Мы точно не понимаем, в каких целях он был построен, ведь первосвященник должен быть главным человеком, кто следит за единством культа. Но, либо тот хотел основать центр еврейской общины в Египте, либо считал, Иерусалимский храм осквернен после разграбления его греками, либо протестовал против назначения на положенное ему место некомпетентного человека из царского рода.
В любом случае, египетские фараоны выступали «за», поскольку Иудеей владели их конкуренты Селевкиды. И показать, что вот, он, наиболее истинный храм и наиболее истинный первосвященник, было политически значимым делом. Для легализации этого спорного поступка вспомнили о словах пророка Исайи, который говорил, что новый храм будет в Египте. Птолемеи надеялись, что евреи после этого окажутся на их стороне. И это действительно было так: первосвященник Ония упоминает о военных подвигах своего тезки (или о своих собственных), которые были совершены в Келесирии и Финикии.
Храм простоял несколько столетий и был разрушен через несколько лет после разрушения Иерусалимского храма. Римский император Веспасиан опасался, что он может стать центром нового иудейского восстания. В дальнейшем еврейские моральные авторитеты считали, что Господь допустил это из-за грехов народа Израиля. Иерусалим признали единственным местом для поклонения, а тех, кто проводил службы в храме Ония начали считать раскольниками. Такое мнение высказано авторами Вавилонского Талмуда, который был написан через много столетий после уничтожения каждого из зданий.
#евреи #иудаизм #история #египет #израиль